Актуальность темы психология. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности. Выделяют два типа коммуникаций - ролевые и личностные. В ролевом общении люди действуют совместно как представители одной социальной общности. Например, ро

Актуальность темы психология. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности. Выделяют два типа коммуникаций - ролевые и личностные. В ролевом общении люди действуют совместно как представители одной социальной общности. Например, ро

Одним из основных требований, предъявляемых к проблеме любого исследования, относится, прежде всего, его актуальность и соответствие современным требованиям общества. Актуальность работы - одно из основных требований, предъявляемых к научной работе. В обосновании актуальности определяется уровень изученности в психологии, педагогике избранной проблемы, указывается степень ее новизны для современной науки, дается краткий обзор истории исследований в русле данной проблемы. Здесь же выделяется именно та часть проблемы, которая еще не получила должного освещения в науке, но имеет большое значение для раскрытия психологических, педагогических механизмов и закономерностей проблемы в целом. Определить актуальность темы - означает также подчеркнуть ее связь с важными аспектами тех или иных социальных проблем современности, решению которых может способствовать ее исследование.

Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время. Наиболее убедительным основанием, определяющим актуальность исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.

Вместе с тем анализ дипломных/бакалаврских и курсовых работ свидетельствует, что во многих случаях в исследованиях обосновывается актуальность научного направления, а актуальность темы исследования остается как бы за кадром, т.е. обосновывается недостаточно или неубедительно. Часто нет указаний на практическую актуальность, или же она обозначена лишь в самом общем виде.

Поэтому при описании актуальности исследования желательно придерживаться следующей логики:

1) показать актуальность направления исследования;

2) выделить специфику, показать необходимость исследования темы;

3) охарактеризовать актуальность, как для науки, так и для практики;

4) показать, какие задачи стоят перед практикой обучения, воспитания, развития, консультирования и т.д. и перед психолого-педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества;


5) рассмотреть нормативно-правовые документы (законы, постановления, положения, программы приоритетных направлений и т.д.), в которых есть ссылки на необходимость данного научного исследования согласно специфики специальности, направления подготовки;

6) в степени разработанности проблемы сформулировать, что сделано предшественниками и кем (в самом общем, конспективном положении, указать ФИО ученых и практиков);

7) указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать;

8) сформулировать тему исследования;

9) выделить проблему исследования. Проблема исследования – теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос должен соответствовать двум критериям:

а) объективность. Возникновение проблемы должно быть продиктовано объективными факторами;

б) значимость. Проблема должна иметь теоретическое или прикладное значение для науки.

Поставить проблему, значит ответить на вопрос «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например: «Каковы условия, необходимые и достаточные для...?». Проблема является основой всей работы. Формулировка проблемы научного исследования - это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы;

10) сформулировать тему исследования.

Приведем пример обоснования актуальности научного исследования по теме«Психолого-педагогическая работа по формированию эмпатии у детей с ограниченными возможностями здоровья ».

В условиях ускоряющегося темпа жизни перед людьми все острее встает проблема дефицита теплоты отношений и собственного одиночества. Закономерно возникает вопрос об истоках такой отчужденности и безразличия. В связи с этим особую актуальность для нашего времени приобретает процесс формирования сочувствия и сопереживания к другим как к самому себе.

Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и выступает, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

Все большее значение придается изучению социальных эмоций в работах отечественных психологов (А. А. Бодалев, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, А. Д. Кошелева, Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Я. З. Неверович, С. Л Рубинштейн, П. В. Симонов, Л. П. Стрелкова, Д. Б. Эльконин). Социальные эмоции способствуют «процессу социализации человека, становлению отношений в мире во взрослом и детском сообществах» […, с. 23].

Опыт работы психологов и педагогов, показывает, что большинство людей с ограниченными возможностями здоровья страдают недостатком коммуникативной культуры, проявляющейся как в характере собственных поступков, так и в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей, отсутствии сочувствия и сопереживания. Необходимо отметить, что данная проблема касается не только взрослых людей, но и детей дошкольного возраста, особенно детей с ограниченными возможностями.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является «фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей» […, с. 8].

Мы считаем, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для позитивных и эффективных изменений в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. А как показывают исследования психологов, результатом положительно направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, что обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности […, …].

Таким образом, можно отметить, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности. Одним из важнейших компонентов эмоционально-нравственной культуры детей является становление эмпатии как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, пониманию их состояний.

В основополагающем государственном документе - «Национальной доктрине образования в Российской Федерации, одной из основных задач является обеспечение развивающемуся обществу современно образованных, нравственных, предприимчивых людей….» […].

Данная проблема исследования также отражена в ряде таких нормативно-правовых документах как: Закон Российской Федерации «Об образовании», где говорится, что «содержание образования должно обеспечивать…… формирование духовно-нравственной личности». «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми…» […]. В Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 г. - отмечается, что: «Государство в сфере образования обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности…» […].

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Общего Образования указано, что начальное общее образование призвано стать одним из инструментов гражданского, нравственного и интеллектуально-культурного становления российского общества XXI века, «одним из средств является ….. воспитание у детей и подростков открытости, толерантности, гармоничности отношений с людьми и природой». Основная образовательная программа нацелена на «…развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой…» […]. Достижение данной цели программы предполагает формирование навыков общения и сотрудничества.

Также в требованиях к результатам освоения данной основной образовательной программы начального общего образования говорится о сформированности способности к сочувствию и сопереживанию, взгляду на себя со стороны, способности, связанные с жизнью в обществе, умение помочь другому, нуждающемуся в помощи, заметить эту нужду, откликнуться на просьбу.

В современной психолого-педагогической литературе исследовалась проблема появления и формирования эмпатии у взрослых и у детей школьного возраста. Гораздо меньше исследований было посвящено изучению этой проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в дошкольном детстве, когда закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути формирования у детей сочувствия, отзывчивости, гуманности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский гуманитарно - экономический институт

Калужский филиал

Курсовая работа

по дисциплине: «Общая психология»

на тему: «Актуальные проблемы психологии личности»

Выполнила: студентка группы ПЗСС - 13

Гусева А.В.

Преподаватель: Виноградская Е.Ф.

Калуга 2015

Введение

1. Понятие иструктура личности

1.1 Понятие личности в психологии

1.2 Психология личности и её структура

1.3 Индивидуально-психологические особенности личности

2. Влияние психологии на развитие личности

2.1 Роль психологии в формировании и развитии личности

2.2 Факторы влияния на формирование и развитие личности

2.3 Методы изучения влияния психологии личности

Список использованной литературы

Практическая часть, опрос

Введение

* Актуальные проблемы психологии личности а такжееё индивидуально-типологические особенностихоть и достаточно изучены и исследованы, тем не менее важность изучения влияния психологии как на структуру личности, так и на её развитие является неоспоримой. Индивидуально-психологические особенности и различные личностные факторы и состояния личности,мало изучены, потому их исследование и изучение в данной курсовой работеявляется актуальным.

Проблемы психологии личности мало изучены и исследованы, актуальность решения которых обусловлена методологией изучения влияния психологии как на структуру личности, так и на её развитие, учитывая индивидуально-психологические особенности и различные факторы влияния на личность.

Индивидуально-психологические особенностии психологические состояния -- важнейший компонент психики человека. Относительно простые психологические состояния являются вытекающим из всего многообразия индивидуально-психологических особенностей как в норме, так и в патологии. Именно они -- простые психологические и сложные психические состояния а так же индивидуально-психологические особенности и психологическое влияние на их развитие являются предметом непосредственного исследования в психологии и объектом педагогических, медицинских и иных управляющих воздействий.

В настоящее время современной психологии наблюдается значимый дефицит исследований, посвященных индивидуально-психологическим особенностям личности и её анализа поведения. Можно отметить, что различные стратегии поведения согласуются с характеристиками зрелости личности: становления ответственности, активного взаимодействия с окружающим миром, и зависят как от зрелости и устойчивости качеств личности, так и от особенностей организации индивидуальности, восприятия собственного здоровья, что в единстве определяет эффективность выбора стратегий поведения.

Научная задача исследования вытекает из недостаточности информации об индивидуально психологических особенностяхличности её структуры и поведения при психологическом влиянии на развитие личности и заключается в выявлении личностных детерминант, определяющих выбор стратегий поведения, что позволит приблизиться к решению практических задач.

* Объектом исследования курсовой работы является рецензенты, выявление их индивидуально-психологических особенностей иструктуры личности.

* Предметом исследования работы являетсяпсихология личности её структура,индивидуально-психологических особенности личности, психологические типы личности.

* Целью работы является исследование,изучение актуальных проблем психологии личности её структуры и индивидуально-психологических особенностей, анализ роли психологии в влиянии на их развитие.

Для достижения этой цели можно выделить ряд задач:

Исследование и описание понятия личности в психологии;

Исследование структуры личности;

Анализиндивидуально-психологических особенностей личности;

Анализ факторов влияния на формирование личности;

Исследование и анализ влияния психологии на развитие личности;

Анализ роли психологиив формировании и развитии личности;

Использование письменного опроса в виде анкеты, для анализа индивидуально-типологических особенностей личности;

* Гипотеза курсовой работы являются предположение о том, что привыявлении актуальных проблем психологии личности в исследовании индивидуально-психологическихособенностей и структуры личности используя метод анкетирования можно положительно влиять на развитие личности благодаря полученным результатам.

* Для осуществления целей исследования, решения поставленных задач и проверки гипотез мною был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:

Теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований по изучаемой проблеме;

Впрактической работе был использован метод анкетированного опроса. Суть метода заключается в получении информации об индивидуально-психологических особенностях личности.

В целом использование разнообразного инструментария методов было обусловлено конкретными целями, поставленными в том или ином разделе исследования. личность психологический формирование

* Теоретической основой явились труды таких отечественных и зарубежных ученых как Аристова И.Л., Берн Э., Гиппенрейтер Ю.Б., Лоуренс А. Первин, О. П. Джон, Мельник С. Н., Мясищев В.Н., Николаенко В.М., Павлов И.П., Рубинштейн С.Л., Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Тельных Н. В., Чередниченко И. П. Помимо перечисленного, анализировались и использовались статьи из периодических изданий специального характера и статьи из электронных ресурсов.

* Практическая значимость:практическое значение работы состоит в выявлении у рецензентов индивидуально-психологических особенностей личности, психологического влияния на развитие личности используя метод анкетированного опроса,где теоретическая и практическая значимость исследования актуальных проблем психологии личности обусловливается в выявлении как индивидуально-психологических особенностей личности так и определениеструктуры и психологии личности. Материалы курсовой работы и выводы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе.

1. Понятие и структура личности

1.1 Понятие личности в психологии

Личность - одна из центральных тем современной психологии, но стоит отметить, что личность как понятие является объектом изучения многих наук: философии, социологии, этики, эстетики, педагогики. Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.В современной психологии не существует единого общепринятого понятия личности, так как каждое направление, каждая теория, трактует сущность личности по-разному.

Знание о личности- это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте - сложному человеческому существу и индивидуальности.

Личность в самом широком понимании - это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность. В такое понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека.

Уважаемый психолог Шорохова Е. В. определила человека как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них в течение жизни, впроцессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -- С. 66

В понимании личности наука психология исходит из представления о ней как о системном объекте, интегрирующим в себе большое количество разнообразных черт и качеств.

Личность в психологии изучается как:

Индивид, конкретный человек, представитель рода homosapiens (это понятие фиксирует отличие человека от других биологических видов);

Индивидуальность (учитываются особенности, отличающие одного индивида от другого);

Субъект,носитель социальных ролей, статусов(активно действующее существо);

- "я-образ" (система самооценок, уровень притязаний, мотиваций деятельности, процессов рефлексии).

Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития.

Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности.

В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека.Зарубежный психолог Э. Берн говорил: «Человек -- это ярко окрашенная энергетическая система, полная динамических устремлений». Берн, Э. Что такое человек? / Теории личности в западноевропейской и американской психологии. - Самара, 1996. - С. 46

Процесс становления и развития человеческой личности включает в себя неотъемлемый компонент формирования сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающими. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя и отрывать одно от другого. Прежде всего это единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием.

Человек является личностью, лишь поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям специфическое т. е. личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы.

Личностью является человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми.

Осознание себя как «я» является, таким образом, результатом развития. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее,самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта.При этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как субъекта деятельности.

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это - как и сознание вообще - не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже когда он стремится верно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают побуждения, реально определяющие его действия. Сознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

Сознание человека - это вообще не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности. Свое психологическое реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самимРубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) - СПб.: 2002 - С. 150 .

Самосознание - не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он решает в жизни.

Та или иная деятельность личности соизмерима с её потребностью. Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они «выкристаллизовываются» и конкретизируются. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. Наличие у человека потребности в музыке создает у него соответствующую избирательность, но еще ничего не говорит о том, что предпримет человек для удовлетворения этой потребности. Но может случиться и так, что предмет потребности никак не представлен субъекту: ни в поле его восприятия, ни в мысленном плане, в представлении; тогда никакой направленной деятельности, отвечающей данной потребности, у него возникнуть не может. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля: Учебное пособие; ДВГУ - 2003 С-82

Психология рассматривает личность, опираясь на концепцию неразрывного единства в ней физических, биологических и социальных компонентов, при этом биологическая составляющая в человеке понимается не только как продукт естественного развития, но и результат исторического, социального развития. Биологическое в человеке всегда опосредовано социальным, переплетено с ним. Более того, многие физические свойства, способности появляются только в процессе социализации личности. Когда мы говорим, что тот или иной процесс является физическим или социальным актом, подразумевается лишь то, что та или иная сторона (физическая или социальная) в каком-либо процессе деятельности доминирует, преобладает.Понятие личности в психологии. Индивид, индивидуальность, личностьhttp://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3615

Психология личности в целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного психологическим познанием пути, охватывая все многообразие психических проявлений, последовательно вскрытых в ней психологическим познанием в их целости и единстве.

1.2 Психология личности и её структура

Неразрывное переплетение биологического и социального наблюдается в таких психологических процессах, как способности, воля, характер, эмоции, память, мышление. В формировании по преимуществу социальных свойств личности, таких, как идеалы, убеждения, знания, навыки и пр. всегда имеется природой заданное, биологическое основание. Формируясь и развиваясь как социальное существо, будучи зависимой от влияния семьи, школы, общества в целом, личность в психологии одновременно рассматривается как существо относительно автономное, независимое, обладающее способностью к самоосознанию и самосовершенствованию.

Переплетение разных компонентов личности обнаруживается в многочисленных концепциях, описывающих структуру личности.

Таким образом нужно отметить, что личность является целостным образованием. Целостным, но не бесструктурным.

Вопросы структуры личности - это отношение содержательных тенденций, которые, реализуясь в различных видах деятельности, связанные с условиями жизни соответствующего момента, вытекающих из основных отношений, т.е. стремлений, требований, принципов и потребностей. Структура более четко проявляется в относительно определяющей роли отдельных потребностей.

Еще более характерно интегральное соотношение основных тенденций личности, которое позволяет говорить о гармоничности, целостности, единстве или раздвоенности, расщепленности, отсутствия единства личности.Лоуренс А. Первин, Оливер П. Джон. Психология личности. Теория и исследования. -- М.:., 2001 - С-41

Понятие структуры личности является одной из сложных методологических задачпсихологии личности. В словарях русского языка слово «структура» обозначено как строение.

Структура личности имеет своим генетическим источником длительные и разнообразные метаморфозы психических феноменов, особенно их интеграцию. В этом смысле структура личности - продукт индивидуально-психического развития.

Психологическими элементами структуры личности являются ее психологические свойства и особенности. Их очень много. На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще.

Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.

Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях.Проблема структуры личности тесно связана с принципом системности, который предполагает исследовать объект с точки зрения его иерархического строения и типов связи между отдельными уровнями.

В психологии принято делить свойства на три класса: черты характера, способности и мотивы. В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности.

Направленность личностных стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента - все это включают в себя структуру личности. Такое своеобразие психофизиологической структуры человека содержиттакже тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей. Мельник С. Н. Психология личности. Владивосток - 2004 г. С - 25

Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогрессивным и регрессивным - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции.

Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения. В первом приближении личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых, соответственно, биологией, психологией и социологией.

Биологическая структура личности, конечно, не может не учитываться психологией, но лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не всегда может выполнять все те психологические, социальные функции, которые выполняет здоровый человек. Стоит отметить, что с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний личности, ее волевые устремления, память, способности и т.д. Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.

В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач.

Существует огромное количество различных теорий личности, которые различаются по количеству и видам структурных элементов, а также по степени акцентирования сложности или организованности системы. Теории можно сравнивать не только по структурным, но и по динамическим, мотивационным понятиям, которые они используют, для того чтобы объяснить поведение. Также теории различаются и по тому, насколько структурные элементы представляются им организованными и согласованными в иерархическую систему, т.е. организованными в такую систему, где одни структурные элементы располагаются на более высоких уровнях, чем другие, и поэтому могут являться условными предпосылками для управления и влияния над функциями нижележащих элементов.

Можно отметить, что есть два подхода к решению проблемы структуры личности. Первый относится к апостериорным теориям, логика построения которых основана на принципе «от частного к общему», второй - к априорным, опирающемся на принцип «от общего к частному», каждый из этих подходов рассматривали в своей деятельности такие уважаемые зарубежные и отечественные психологи как Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк изучали первый подход, (апостериорные теории), основаны на теории черт и идее факторной организации вторичных свойств, второй подход основательно исследовали К. Юнг, К.А. Абульханова, (априорный подход), реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помощью категории "тип личности".Петимко А.И. Психология личности. Санкт-Петербург - 2007 С-10

Структура личности сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.Следовательно, при определении структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Структура личности включает совокупность объективных и субъективных психологических свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности.

Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Как говорилось ранее, низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Важнейшей характеристикой структуры личности является ее деятельность, понимаемая как самодеятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием "субъект деятельности". Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

В.Н.Мясищев рассматривал структуру личности как одну из её сторон и выделял три аспекта в личности:

Направленность;

Уровень развития и динамика;

Структурный аспект личности;

Структурная характеристика - по Мясищеву - освещает человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладание или относительной недостаточности тех или иных функций.Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва - Воронеж 1995 г. С151

Стоит отметить, что существует большое количество моделей структуры психологического портрета личности.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много.Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.

Структура личности представляет собой определенные установки индивида, его волевые свойства, темперамент, умения, эмоции, мотивацию, характер. Если говорить об этом более детально, то в психологии к элементам психологической структуры, при помощи которых можно охарактеризовать личность, относят:

Дружелюбие - тираничность, деспотичность;

Чувствительность - халатность;

Реализм взглядов - аутизм;

Экспрессивность - бесстрастность;

Добросовестность - непорядочность;

Открытость - уединенность;

Самоуверенная личность - неуверенная в себе;

Взрослость - детскость;

Дисциплинированность - разбросанность ума;

Веселый, радостный человек - отчаянный, грустный;

Мягкость - черствость;

Коммуникативность - необщительность;

Доброта - эгоизм личности;

Оптимистичные взгляды - пессимизм;

Суверенная - зависимаяличность;

Эмоциональная-сдержанная личность;

Рассудительный - эмоционально-неуравновешенный;

Энергичный - веселый;

Добродушный - циничный;

Искренность - лицемерие;

Черты личности (свойства личности, личностные черты) - черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее - глубинные) особенности.

Личность рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутренней структуре личности, но и целостность, системность связям личности с миром. Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой. Личность целесообразно рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад человека, который самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становясь все более избирательной и уникальной личностью.

Человеческая природа многогранна. Психологическая структура личности каждого из нас индивидуальна, по-своему особенна. Это в который раз подтверждает, что не существует людей с одинаковым внутренним миром.

1.3 Индивидуально-психологические особенности личности

Если рассмотреть термин «индивидуальность» который имеет два близких друг к другу, но различных значения. Одно из значений этого слова указывает на своеобразное сочетание человеческих свойств у данного индивида. Второе значение термина подчеркивает то, чем данный человек, как индивид, отличается от других людей (индивидов). В первое понимание термина могут входить и общие свойства, присущие сравниваемым друг с другом людям, а второе определение термина предполагает указание лишь на то, чем один человек отличается от другого.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью. СтоляренкоЛ.Д., Самыгин С.И. 100 Экзаменационных ответов по психологии Ростов-на-Дону. Изд-во "МарТ", 2001

К числу индивидуально-психологических особенностей человека можно отнести свойства темперамента. Свойства темперамента можно лишь условноотнести к компонентам личности, так как его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессовкоторые оказывают существенное влияние на формирование характера и поведение человека, иногда определяют его поступки, его индивидуальность.

В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологических характеристик традиционных четырех типов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента. Николаенко В.М. Психология и педагогика: учебное пособие 2000 г. С- 87

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий для возникновения какой-либо психической реакции человека и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон, даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамику жестов, быстроту ума.

Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает

Разнообразие темпераментов больше всего проявляется в характере психической активности, движениях, эмоциональности. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяют впечатлительность, импульсивность, устойчивость и эмоциональную стабильность. Моторный, двигательный компонент темперамента ярко отражается в поведении и проявляется как быстрота, сила, резкость, общий ритм движений и речи. Общая психическая активность человека связана со стремлением к самовыражению, освоению и преобразованию окружающего мира.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., "Дом славянской книги" 2006.-238с.

Учитывая перечисленные свойства, основным типам темперамента даются следующие психологические характеристики:

Сангвиник - человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями, экстраверт.

Флегматик - человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Холерик - человек очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и порывистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями. Возможны затруднения в переключении внимания, он, скорее, экстраверт.

Меланхолик - человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легкоранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи. Большинство меланхоликов интроверты.

Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах.

Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма предпринял выдающийся отечественный физиолог И.П. Павлов в своем учении о типе высшей нервной деятельности, под которым он понимал сочетание наиболее важных особенностей в деятельности нервной системы человека и животных. Павлов И.П. О типах высшей нервной деятельности М:Медгиз, 1954. - 192 с.

Нет темпераментов, одинаково пригодных для всех видов деятельности, поскольку каждая из них предъявляет свои требования к психике человека.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Психические процессы обеспечивают первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающего мира. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение, ярко выраженный конец и длятся от доли секунды до десятков минут. К психическим процессам обычно относят познавательные процессы. При непосредственном участии таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление, человек познает себя и окружающую его действительность. Выделяют также эмоциональные (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.) и волевые процессы.

Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К психическим состояниям относятся проявления чувств, внимания, воли, мышления и т. д., например, состояния сосредоточенности или рассеянности, уверенности или неуверенности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости. Психические состояния являются более продолжительными по сравнению с психическими процессами и могут длиться в течение нескольких часов, дней, недель.

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, которые обеспечивают определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. Психические свойства определяют возможность самореализации человека и специфику его отношения к людям, мобилизуют его на целенаправленные действия. Они присущи человеку на протяжении достаточно длительного периода его жизни. К психическим свойствам личности относят качества ума; устойчивые особенности ее волевой сферы, закрепляющиеся в характере, темпераменте, способностях; свойства чувств; потребности и мотивы и др.

Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, это то, что становится результатом работы психики человека: приобретенные знания, умения, навыки, привычки и т. п.

Интеллектуальное и нравственное развитие человека, его профессиональная деятельность невозможны без повседневного общения людей их взаимодействием, общением и взаимовлиянием друг на друга, которые обусловлены индивидуально-психологическими особенностями личности.

2. Влияние п сихологии на развитие личности

2.1 Роль психологии в формировании и развитии личности

Роль психологии в формировании и развитии личности, её важность и актуальность еще до конца не оценена. Психология является той наукой, которая в нашей жизни укрепилась сильнее остальных наук, так как затрагивает все сферы жизни человека и его личности, непосредственно влияя на их развитие.

Психология имеет большое значение не только для решения ряда основных теоретических вопросов, она имеет также практическое значение, возрастающее по мере того, как формируется и развивается индивидуально-психологическая жизнь личности и сознательность в деятельности человека.

По выражению Б. Ф. Ломова: «интегратором всех (во всяком случае, большинства) научных дисциплин, объектом исследования является человек».Ломов Б.Ф. Методологические н теоретические проблемы психологии. М., 1984, С-24

Основной задачей психологии в развитии и формировании личности является изучение законов психической деятельности. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в человеке, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности и потому изучение психологических законов означает, прежде всего, установление зависимости психических явлений от объективных условий формирования и предпосылок развития не только личности человека, но и предпосылок к той или иной его деятельности.

Необходимо четко понимать, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой области знания объединяется целый ряд специальных отраслей, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся, "несовместимость", они все тем не менее относятся к единой области знания. В конечном итоге их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений - психических. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин - человек, его психические процессы, состояния и свойства.

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.

От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках.

В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б. М. Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью.Кедров Б.М. Классификация наук. Книга 3. Изд-во «Мысль». Москва: 1965 г. С-486

Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых социологией, педагогикой и другими общественными науками, приводит к постановке проблем по существу психологических.

Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний.

Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи. Они позволили выявить роль психики в приспособлении личности к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших.

Многие считают, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей - это уже и есть теория. Однако следует заметить, что одним этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Конечная же ее цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений.

В этой связи и возникает ряд проблем методологического характера. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает возможностьвзаимозаменяемости теоретического знания эмпирическим.

В то же время любая деятельность людей всегда закономерно зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Материалистическая психология дает действительное научное обоснование взаимодействия субъективных и объективных условий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений, какими бы сложными они не были, служат системы временных связей в коре головного мозга. Благодаря образованию и функционированию этих связей психические явления могут воздействовать на деятельность человека - регулировать и направлять его действия, влиять на отражение человеком объективной реальности.

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности - от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности.

Известный отечественный психолог Б. Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж -- 1996 С-196

Современная психологическая наука, изучающая и запечатлевающая через призму, специфические формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, в этой работе полученных мной путём опроса. Только тщательный учет условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу.Данные психологии используются в различных науках. Большое значение имеет психология для изучения многих общественных наук, которые отражают психическую жизнь человека. Без знания психических особенностей нельзя успешно заниматься исследованием проблем психологии личности и её роли в формировании и развитии человека.

Теоретические основы научной психологии основаны на знаниях, полученных с помощью экспериментов и последующего тщательного анализа этих данных. Понимание того, что теория психологии не основывается на субъективном опыте человека, а на научно обоснованных выводах. Результаты активно используют психологи и психотерапевты в своей ежедневной работе.

На пример в задачи практической психологии входит поиск путей и методов для помощи конкретному человеку, опираясь на индивидуальную работу с каждым.Оориентируясь на различные психические проявленияиобстоятельства жизни человека, можно определить, что преломляясь через внутренние индивидуальные условия развития каждого,человеческая психика формируется под воздействием внешних условий, гдевсегда можно выявить результат который и является продуктом этого сложного взаимодействияоставаясь до конца не изученной ив какой то мере одной из самых больших загадок в мире.

Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений.

Роль научной психологии -- выявление закономерностей, связей причин-следствия. Какая бы проблема или задача не возникла которая относится к изучению человека, ее последовательное изучение так или иначе приводит к необходимости анализа, того круга явлений которые возможноопределять, как психические. Эта необходимость отчетливо обнаруживается в общественных науках.

Девятнадцатое и двадцатое столетия стали настоящим прорывом не только в области промышленной и научной революции, но и гуманитарных дисциплин: именно в это время, по сути, были впервые чётко сформулированы и классифицированы такие области человеческих знаний как социология, политология, экономика и иные. По состоянию на сегодняшний день, мы видим как новые дисциплины не только продолжают своё активное развитие, но также и ещё два немаловажных явления: научные дисциплины срастаются друг с другом, образуя новые ответвления науки, а также расширяют область своего применения.

Потребность обращения к теории психологии, ее методам и результатам конкретных исследований возникает и в том случае, когда та или иная общественная наука включается в решение практических задач. Ведь любая практическая рекомендация реализуется в конкретных действиях конкретных людей, и то, как она будет реализовываться, в значительной степени зависит от психологических особенностей этих людей.Ломов Б.Ф. Методологические н теоретические проблемы психологии. М., 1984, с, 11

Психология, как известно, является наукой, занимающейся вопросами развития и функционирования психики человека. Эта наука стремится дать ответы на вопросы, связанные с человеческой моралью и образом мышления, а также выявить законы психической деятельности. Начав с описания ментального аспекта человеческой сущности, психология довольно быстро разрослась, обретя множество школ и направлений, которые не только строили свои теории касательно того, как работает и устроена психика, но обсуждалось также и то, как и почему она может давать сбои и быть подвержена патологии.

Психология личности как наука научилась выявлять и чётко различать расстройства психики, сделав большой рывок в области медицины, так появилось понимание того, что многие болезни тела могут быть вызваны не из-за физиологических, а из-за психологических факторов, поэтому обезболивающие и иные таблетки лечению не поспособствуют, потому что нужно в первую очередь лечить голову.

Следующий шаг вперёд был сделан, когда психология увидела, что проблемы психики конкретного человека часто напрямую связаны с социумом, в котором этот человек проживает.

Психология личности стала в современном мире не только популярной отраслью знания, но и распространенной сферой профессиональной деятельностиспециалистов-психологов.

Когда к психологу приходит человек, поведение которого лишило его способности вести счастливую жизнь, он обязан ему помочь изменить свои ложные взгляды на жизнь.

Психолог должен помочь ему обрести новые взгляды, взгляды, лучше приспособленные к окружающему обществу, более пригодные для достижения счастья в жизни, помочь ему по-новому мыслить, подсказать ему новый образ поведения. Новая точка зрения сама по себе очень ценна для смятенных душ, ибо, осознав ее, они могут понять, что заблуждались.

Способность познавать себя растет вместе с нашей способностью понимать причины наших действий.Марк Саамов «Власть психологов»http://politobzor.net/show-47926-vlast-psihologov.html17 марта 2015 г

2.2 Факторы влияния на формирование и развитие личности

Развитие человекакак личности - не только сложный, но и противоречивый процесс,происходящий под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, что означает формирование его из просто биологического индивида в сознательное существо - личность.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни.

К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, к внутренним - биологические, наследственные факторы.

Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: возрастная психология выделяет пять типов формирования: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.Петровский А.В. Возрастная психология. М. Просвещение. 1973 г

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов -- и наследственности, и среды.

Большинство учёных считает, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды. Необходимо отметить, что каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

Зеньковский В.В. в своей работе «Задачи и средства воспитания», предлагал следующую схему факторов развития личности:

1. Наследственность:

а)физическая (таланты, нравственный потенциал родителей, психофизиологические особенности);

б) социальная;

в) духовная;

а) социальная наследственность (традиции);

б) социальная среда (круг общения);

в) географическая среда.

3. Воспитание:

а) социальное;

б) активность (самовоспитание).Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания // Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов. М., 1995. С - 90

В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей

Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые.

Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без анализа настроений, чувств, психологического климата, без анализа таких феноменов, как подражание, внушение, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений. В тех или иных исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов, при этом особенно острой она становится тогда, когда исследователь переходит от общих законов к специальным, от глобальных проблем к частным, от макроанализа к микроанализу.

Также существуют и психологические факторы, которые конечно, не определяют социальных процессов, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Но эти факторы в зависимости от конкретных условий оказывают либо положительное, либо отрицательное влияние на те или иные события жизни как общества так и личности.ЛомовБ.Ф.. Психология в системе научного знания.Москва: 1985 г. С. 17

Подобные документы

    Исследование личности в социальной психологии. Формирование и развитие психолого-социологических концепций личности. Основные противоречия социальной психологии личности. Механизмы социальной регуляции поведения личности, институты социализации.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2015

    Различные теории личности. Роль гуманистических теорий А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла в развитии психологии личности. Основные принципы гуманистической психологии. Критика отечественной методологии личности.

    доклад , добавлен 21.03.2007

    Понятие личности в социальной психологии. Проблемы и методы социально-психологического исследования личности. Зависимость личностной самооценки ребенка от его социального статуса. Методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2017

    Этапы формирования личности как сознательного субъекта. Формирование взаимоотношения индивидов с окружающими людьми. Понятие Я в психологии, характеристика и функция самосознания в становлении личности. Задачи и роль психологии в человеческой жизни.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2012

    Проблема человека и личности в отечественной психологии. Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности. Исследование учения австрийского врача-психиатра З. Фрейда, индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К.Г. Юнга.

    реферат , добавлен 29.06.2010

    Определение личности и классификация ее теорий. Главные признаки гуманистического подхода Бугентала. Основные периоды развития психологии личности. Сущность Я-концепции и ее функции. Строение личности в общей психологии. Факторы, влияющие на самооценку.

    реферат , добавлен 23.04.2010

    Понятие личности в психологии, поведение личности в обществе. Черты девиантной личности. Роль самовоспитания в развитии личности. Формирование личности на определенных этапах развития человека, особенности поведения людей разных возрастных групп.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Специфика исследования личности и ее социально-психологических качеств в социальной психологии. Анализ проблем социализации личности и ее социально-психологической компетенции. Исследование внутренней противоречивости личности и путей ее преодоления.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Сущностная характеристика личности и ее основные особенности. Современное понимание личности в отечественной психологии. Психическое состояние как внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики. Исследование проблемы способностей в психологии.

    реферат , добавлен 02.02.2016

    Общая характеристика и содержание направленности личности в психологии. Система направленности личности по В.А. Сластенину и В.П. Каширину. Условия формирования профессиональной направленности. Методика Смекала и Кучера для исследования личности.

В системе основного общего образования Российской Федерации формируется психолого-педагогическое сопровождение - особая культура поддержки и помощи личности ребенка в образовательном процессе.

В настоящее время термин «психолого-педагогическое сопровождение» используется применительно к проблемам организации обучения и воспитания в контексте модернизации образования.

Большую роль начинают играть представления о психолого-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности психолога, направленной на организацию социально-психологических условий успешного обучения и психологического развития ребенка в различных ситуациях школьного взаимодействия в процессе ориентации на зону ближайшего развития ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи ребенку в образовательном процессе, технологией, направленной на оказание помощи на той или иной стадии развития в решении или предупреждении возникающих проблем .

Специалисты сближают понятие «сопровождение» с понятием поддержки и отмечают, что технологии сопровождения позволяют проводить анализ социальной ситуации развития ребенка, его ближайшего окружения, диагностировать уровень его психического развития, применять активные групповые методы работы, методы активного-социально-психологического обучения, а также индивидуальную работу с обучающимися, родителями, педагогами. Система сопровождения выросла из практики и ориентирована на практику .

Л.М. Шипицына трактует сопровождение как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Под субъектом развития при этом понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся психолого-педагогическая система. С точки зрения автора, сопровождение является комплексным методом, в основе которого лежит единство взаимодействия специалиста и сопровождаемого. А процесс сопровождения - это взаимодействие психолога, педагога, медика и обучающихся, результатом которого является помощь в разрешении проблем личностного развития. Кроме того, психологическое сопровождение представляет собой своего рода модель организации психологической службы в образовании и является отражением на практике системы теоретических представлений о деятельности школьного психолога .

Цель психолого-педагогического сопровождения личности ребенка связана с государственным заказом на результаты образовательного процесса в школе в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и потребностями субъектов образовательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются с помощью методов психолого-педагогической диагностики . На основе полученных психодиагностических данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения личности ребенка.

Основным принципом психолого-педагогического сопровождения является ценность личного выбора человека и его самоопределения в значимых жизненных ситуациях.

В психолого-педагогической науке и практике названы следующие задачи основные психолого-педагогического сопровождения :

  • Мониторинг динамики психологического развития и психолого-педагогического статуса обучающегося.
  • Разработка индивидуальной образовательной траектории на основе формирования устойчивой учебной мотивации ребенка в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению.
  • Создание психолого-педагогических условий для развития детей, имеющих особые образовательные потребности.
  • Оказание психолого-педагогической помощи родителям обучающихся.
  • Оказание психолого-педагогической поддержки педагогам.

Функции сопровождения систематизированы по трем группам:

  • Информационная функция состоит в информировании субъектов образовательного процесса о формах и методах сопровождения.
  • Направляющая функция обеспечивает согласование деятельности всех заинтересованных в сопровождении субъектов образовательного процесса для координации их действий.
  • Развивающая функция задает направление всем участвующим в системе сопровождения службам. Она обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, дефектолога, при этом педагогические работники используют в своей практике развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи - развивающие занятия с обучающимися.

Ведущей идеей психолого-педагогического сопровождения личности ученые называют осознание специалистами важности самостоятельности ребенка в решении проблем его собственного развития.

Концептуальные составляющие психолого-педагогического сопровождения:

  • систематический мониторинг динамики психического развития ребенка и его психолого-педагогического статуса;
  • социально-психологические условия развития личности учащихся и их успешного обучения;
  • специальные социально-психологические условия оказания помощи детям, имеющим особые образовательные потребности.

Психолого-педагогическое сопровождение личности ребенка в образовательном процессе реализовывается в соответствии со следующими принципами:

  • Базовым принципом является соблюдение интересов ребенка. Специалисту системы сопровождения необходимо решать каждую проблемную ситуацию с пользой для ребенка. Успешность помощи ребенку зачастую зависит от ряда специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель. Это означает также взаимодействие специалистов, использование научных методов исследования, коррекции и развития, что позволяет получить оптимальные результаты.
  • Принцип непрерывности, гарантирующий ребенку непрерывное сопровождение как на всех уровнях образования, так и на всех этапах помощи в решении проблемы. Кроме того, этот принцип означает, что дети группы риска также будут обеспечены непрерывным сопровождением.
  • Принцип системности сопровождения. Системное проектирование сопровождения осуществляется по ряду направлений: разработка и реализация программ развития образовательных систем, проектирование новых типов образовательных учреждений, создание профилактических и коррекционно-развивающих программ. Этот принцип реализуется через единство диагностики, коррекции и развития.

На разных уровнях образования решаются соответствующие задачи психолого-педагогического сопровождения личности (Таблица 1).

Таблица 1

Уровень образования

Начальная школа

Диагностика готовности к обучению в школе.

Обеспечение адаптации к школе.

Формирование познавательной и учебной мотивации.

Развитие творческих способностей.

Развитие самостоятельности и самоорганизации.

Основная школа

Помощь в адаптации к новым условиям обучения в основной школе.

Помощь в решении проблем личностного развития, социализации, самоопределения и саморазвития.

Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.

Превенция девиантного поведения, наркозависимости, профилактика неврозов

Старшая школа

Поддержка в профессиональной ориентации и самоопределении.

Поддержка в решении ценностно-смысловых проблем.

Развитие социальных компетенций.

Развитие способности к целеполаганию.

Профилактика девиантного поведения

В соответствии с психологическими особенностями развития ребенка, структурой образовательной системы и требованиями ФГОС определены направления психолого-педагогического сопровождения личности ребенка, реализуемые на всех уровнях образования:

  • Психолого-педагогическая диагностика обучающихся.
  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся.
  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, входящих в «группу риска».
  • Психологическое просвещение участников образовательного процесса.
  • Выявление и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
  • Сохранение и укрепление психического здоровья.
  • Выявление одарённых детей и их поддержка.
  • Обеспечение осознанного выбора будущей профессии.

Кроме того, выявлены уровни психолого-педагогического сопровождения (индивидуальное, групповое; на уровне класса, на уровне школы) и формы сопровождения (диагностика, консультирование, профилактика, просвещение, коррекционно-развивающая работа) .

Психолого-педагогическое сопровождение включает в своё содержание особенные компоненты (таблица 2).

Таблица 2

Компоненты

Психолого-педагогические условия

Выявление и учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

Коррекционно-развивающая направленность всего образовательного процесса.

Применение современных образовательных технологий.

Создание комфортного социально-психологического климата.

Дифференцированные условия

Оптимальные учебные нагрузки.

Здоровьесберегающие условия

Сохранение физического и психического здоровья.

Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм. Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок обучающихся.

Специализированные условия

Учет особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дифференциация и индивидуализация обучения.

Комплексное коррекционно-развивающее воздействие, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях.

Проведенный анализ позволил выявить поле проблем психолого-педагогического сопровождения личности ребенка в образовательном процессе в современных условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

Первая проблема связана с теми затруднениями, которые возникают в процессе психолого-педагогического сопровождения при реализации ФГОС, в их числе: сниженная мотивация у учителей; недостаточное использование в работе данных психолого-педагогической диагностики детей; низкий уровень соответствующих компетенций; etc.

Разрешение затруднений проходит успешнее в условиях реализации в образовательных организациях, осваивающих ФГОС, таких мер, как:

  • информационная поддержка (формирование банка диагностических материалов, создание проектов, организация научной деятельности).
  • повышение квалификации (методические семинары, психологические тренинги, методическая поддержка учебного процесса, конференции различных уровней).

Вторая проблема возникла в связи с тем, что ФГОС предполагает учет индивидуальных характеристик каждого обучающегося (возрастных, психологических, физиологических) с разработкой индивидуальных траекторий развития. Следствием этого является совместная деятельность специалистов системы образования (педагога, психолога, дефектолога, медика, социального педагога) и родителей, что должно привести к возникновению координационных центров, осуществляющих это взаимодействие. Такую деятельность может осуществлять тьютор. Если в школе обучаются дети с особыми образовательными потребностями, его роль представляется особенно важной.

Третью проблему создают особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, специалисты школы должны обладать высоким уровнем соответствующих компетенций.

Таким образом, сущность психолого-педагогического сопровождения личности ребенка в образовательном процессе заключается в создании социально-психологических условий личностного развития ребенка и его успешного обучения, в том числе формирование характеристик личности, отвечающих требованиям новых образовательных стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивой учебной мотивации, а также для психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы. Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: "Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: "Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера". В современной психологии, в том числе в отечественной, все больше внимания уделяется идеографическому направлению, связанному с исследованием личностных, профессионально важных и деловых качеств отдельного человека, его состояния и степени адаптированности в сложных социально-экономических условиях. Как стало очевидным, то, что обычно называют термином "человеческий фактор", играет огромную роль в повседневной жизни. Участившиеся техногенные катастрофы заставляют лишний раз убедиться в том, что развитие цивилизации сопровождается все более усовершенствованной техникой, которая в свою очередь предъявляет все больше требования к управляющему ею человеку. В связи с существующими проблемами преобладавший ранее подход, изучающий общие закономерности развития психических процессов, отошел на второй план. Актуальными стали исследования, направленные на изучение индивидуальных особенностей конкретного человека, его характера, способностей, когнитивных функций, способа переживания стресса. Кроме того, возникла выраженная потребность в разработке дифференцированных мер психологической поддержки лиц, оказавшихся в травмирующих психику обстоятельствах; это - терроризм, миграция населения в зоне военизированных действий, техногенные катастрофы, природные катаклизмы. Сложные перипетии современной жизни, связанные с разрушением прежних социо-экономических основ и еще не завершившимися успехом попытками наладить новые производственные отношения, приводят людей к выраженной дезадаптации, которая в свою очередь делает их жертвами зомбирования со стороны политических экстремистов, религиозных фанатов, авантюристов или психически нездоровых властолюбивых личностей. Как и бывает в переломные исторические времена, многие люди легковерно поддаются влиянию эзотерики. Целители, мистики, провидцы разного рода оказывают на них серьезное воздействие именно потому, что ниша влияния на личность не была своевременно заполнена психологическими службами в той степени, в которой это было бы нужно. Для противостояния ложным направлениям современный психолог должен быть вооружен научно-обоснованным подходом. В связи с этим появилась выраженная потребность в надежных тестах, достоверно выявляющих индивидуально-личностные особенности человека, его эмоциональную сферу, мотивацию, иерархию ценностей, степень выраженности социально-психологической дезадаптации. Это также тесты, позволяющих судить об устойчивых профессионально важных личностных особенностях, опираясь на результаты которых можно разрабатывать критерии профессионального отбора, расстановки кадров, интеграции производственных коллективов. Издательский бум помимо позитивной стороны этого явления принес нам также и издержки. Видимо, в этом нужно помочь разобраться молодому психологу прежде чем у него появится своя точка отсчета и умение отличить настоящие работы от обывательской литературы, написанной любителями. Главный вопрос, который интересует многих специалистов: Какие направления в психологии ждут своего развития в ближайшем будущем? Трудно предсказывать, какие направления в психологии будут развиваться в ближайшие годы, но можно сказать, что представляется крайне важным. Дети. Это - весьма болезненная проблема. И если в ближайшее время в социальной психологии, в психологии личности и в педагогической психологии не будут предприняты решительные шаги в этом направлении, то и эта ниша будет занята другим. Дети - это наше будущее. Это будущее современной психологической науки. В свое время, в 20-е годы в отечественной психологии весьма успешно разрабатывались дифференцированные методы педагогического подхода к разным детям, в том числе и к детям с неустойчивой психикой и признаками педагогической запущенности. А также большое внимание уделялось разным мерам социализации детского и подросткового контингента в связи с тем, что и в тот сложный исторический момент было много детей-сирот и десоциализированных подростков. В педагогике преобладает убежденность в том, что "норма" - это средний ребенок, без выраженного характера. Когда им рассказывают о чертах эмоциональной лабильности, импульсивности, ригидности, тревожности или агрессивности, многие из них думают, что речь идет о патологических проявлениях, о феноменах психиатрического регистра. Образовательные институты мало занимаются воспитательной стороной развития ребенка, злоупотребляя императивными мерами воздействия. Душа ребенка, его интересы, потребность в любви и понимании не получают должного насыщения. Отторгнутые дети, не получившие ни в семье, ни в другом месте, теплоты и ласки, ожесточаются и уходят в полный опасностей мир, где (им кажется) они найдут свободу от окриков и принуждения, и все другое, чего им не достает в семье, в школе. Никто не занимается обучением взрослых искусству воспитания детей. А это - действительно искусство. Мало кто интуитивно или в силу своего интеллекта и развития умело справляется с родительскими обязанностями На сегодняшний день не существует специализации «телефонное консультирование» в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Отдельные учебные дисциплины, присутствующие в программах обучения психологов, краткосрочны, зачастую носят факультативный характер. Дипломированный психолог, желающий работать в сфере психологического консультирования по телефону, фактически не знаком со спецификой будущей работы. Поэтому даже будучи специалистом в области детской психологии, психологического консультирования психологу все же требуется дополнительное повышение квалификации в области телефонного консультирования. Психолог детского Телефона доверия должен обладать высоким профессионализмом, иметь представления из различных областей научных знаний (медицины, педагогики и др.). Телефонное консультирование не дает права для ошибок, особенно это касается детского консультирования. Для многих детей, звонок на Телефон доверия -это первая встреча с психологом и, от того какой опыт он получает в результате этой встречи, во многом будет зависеть дальнейшее отношение ребенка к психологической помощи в целом. Пациенты обращаются за помощью для облегчения своего эмоционального состояния; прояснения внутренних, психологических проблем; за помощью в принятии своей болезни; с вопросами о том, как справляться с эмоциями, агрессией; как общаться в своей семьей, с друзьями, на работе; они обращаются за помощью в нахождении внутренних ресурсов преодоления болезни; с запросами, связанными с профилактикой рецидивов, дальнейшей жизнью в условиях болезни и прочее. Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это - человек, его психические процессы, состояния и свойства. Психология - одна из самых перспективных наук, так как все более возрастает роль и значение людей, их психики и сознания. Психология - это наука, не только познающая, но и констатирующая, созидающая человека.

Специфика психологических проблем.

В помощи психологов люди нуждались практически на протяжении всей истории. Однако, хорошая и необходимая методологическая база, позволяющая решать психологические проблемы, появилась только на стыке 19-20 веков и совершенствуется до наших дней.
Ритм современной жизни требует больших физических и мыслительных усилий, с которыми человеку не всегда по силам справиться. Зачастую у человека даже нет времени разобраться в себе, а обращаться за помощью к близким родственникам или друзьям не хочется. Не каждый человек желает рассказывать о своих проблемам близким людям, ведь это может только усугубить ситуацию, вызвав психологические проблемы и у них. Ну а некоторые проблемы и вовсе не решаемы без помощи квалифицированного специалиста. В связи с этим, оказание психологической помощи в наши дни является важным фактором здоровья человека.

Основные виды психологической помощи.

Современными психологами разработан массивный методологический аппарат, позволяющий воздействовать на человека и помогать ему как на стадии, когда проблема ещё практически не возникла, так и в самые трудные жизненные моменты. Для того, чтобы в будущем избежать психологических проблем необходимо позаботиться о психопрофилактике и психологическом просвещении. Если человек будет иметь представление о сущности и процессе возникновения психологических проблем, то существует большая вероятность, что ему удастся их избежать. Следующим моментом в работе современных психологов является психодиагностика, которая помогает выявить (если они имеются) те или иные проблемы.
Когда проблемы выявлены, но они не совсем существенные, то лучше всего обратиться к психологам за консультацией. С помощью специфических методов они помогут решить ваши проблемы и вернут вам душевное спокойствие.
На более поздних стадиях потребуется более серьёзное воздействие на внутренний мир человека. Для это разработаны такие методы лечения как психотерапии, психиатрия, психокоррекция.

Преимущества обращения за помощью к квалифицированным психологам.

Обращаясь за помощью к квалифицированному психологу, вы должны понимать, что он изначально берёт на себя целый ряд обязательств: не оценивать вас как человека, а оценивать только ваши поступки; принимает вашу систему ценностей, а не общества; происходящие разговоры в его кабинете, останется только в стенах его кабинета. Поэтому вам не стоит бояться того, что подумают окружающие. Анонимность будет гарантирована. Психолог грамотно оценит ваше состояние и поможет найти выход из сложившейся ситуации. Консультации и помощь сейчас доступна во всех городах, психологи работают в школах, детских садах, вузах, присутствуют на предприятиях. Поэтому помощь психолога сейчас актуальна как никогда.

© 2024 4septic.ru - Ливневая канализация, выгребная яма, трубы, сантехника