«Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие повышения качества образования» - презентация. Совершенствование профессиональной компетентности педагога, как средство повышения качества образования в доу Совершенствование уровн

«Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие повышения качества образования» - презентация. Совершенствование профессиональной компетентности педагога, как средство повышения качества образования в доу Совершенствование уровн

Совершенствование профессиональной компетентности

педагогических работников колледжа как условие

качественной подготовки специалистов

В обеспечении функционирования системы управления качеством профессионального образования важная роль принадлежит тщательно спланированной работе по повышению уровня профессионального мастерства преподавателей.

Требования сегодняшнего дня заставляют по-новому взглянуть на деятельность педагога как ключевую фигуру образовательного процесса. Профессиональная компетентность преподавателя рассматривается сейчас, с одной стороны, как критерий качества профессионального обучения, а с другой -как свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения трудовых функций, культура труда и межличностных коммуникаций, умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы.

Все компетенции педагога можно условно разделить на профессиональные (деятельностная составляющая) и личностные (личностная составляющая).

Если мы говорим о высокой педагогической квалификации преподавателя, то предполагается высокое качество его труда. Категория качества в педагогике довольно спорная, трактуется неоднозначно не только в механизмах выявления, но и в предназначении. Давайте представим, сколько надо ума, мудрости, мастерства, чтобы войдя в аудиторию понять, что из заготовленного будет воспринято, а что нет.

Работа по повышению профессионально-педагогической компетентности преподавателей в ГБПОУ МО "Ногинский колледж" строится на основе модели системы повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических работников перспективной программы повышения квалификации руководящих и педагогических работников, ежегодных планов повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических работников. Настоящая структура включает в себя обучение преподавателей с отрывом от работы, обучение без отрыва от работы, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

При планировании работы по повышению педагогической компетентности на учебный год учитываются мнения преподавателей, для чего проводиться анкетирование. В большинстве своем преподаватели удовлетворены системой повышения квалификации, существующей в колледже. Подавляющее большинство выбирает в качестве ежегодного повышения своей квалификации постоянно действующие методические семинары, посещение открытых занятий и внеклассных мероприятий своих коллег, участие в семинарах и научно-практических конференциях, проводимых на областном, региональном, всероссийском, международным уровнях. Повышение квалификации на курсах в институтах повышения квалификации преподаватели планируют не чаще одного раза в пять лет.

Обучение без отрыва от работы предусматривает коллективные и индивидуальные формы. Самообразование является важнейшим звеном в системе повышения профессионализма преподавателей. Индивидуальное повышение квалификации планирует ежегодно каждый преподаватель согласно плану работы по повышению педагогического мастерства. При составлении индивидуальных планов соблюдаются следующие основные требования: учет уровня собственной профессиональной подготовки и педагогического мастерства; взаимосвязь с планом работы предметной (цикловой) комиссии и планами воспитательной, методической работы колледжа; четкие формулировки и конкретный характер мероприятий с указанием сроков их исполнения.

Важной составляющей в организации работы по повышению квалификации преподавателей в колледже является проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, классных часов, мастер-классов. Они проводятся с целью распространения передового педагогического опыта; помогают определить и показать на конкретных примерах, какие формы, методы и примеры целостного применять при изучении наиболее сложных тем программы, как лучше использовать технические средства обучения и как при минимальной затрате учебного времени добиться хорошего усвоения учебного материала. После проведения открытых занятий, внеклассных мероприятий, классных часов проводятся семинары - практикумы.

Поскольку современное учебное заведение профессионального образования -это сложное высокоорганизованное учреждение, то для успешного решения поставленных задач, в том числе и по повышению профессионально-педагогической компетентности преподавателей,необходим постоянный мониторинг и анализ полученных результатов. В Ногинском колледже мониторинговые мероприятия проводятся согласно Положению о системе внутриколледжного мониторинга профессионально-педагогической компетентности педагогических работников, схеме проведения мониторинговых мероприятий, плану комплексно-обобщающего мониторинга деятельности предметной (цикловой) комиссии. Оценка уровня проведенного преподавателем учебного занятия определяется по методике и технологии системного анализа урока.

Целостная систематическая работа в колледже по повышению профессионально-педагогической компетентности преподавателей приводит к положительным изменениям в личностно-профессиональной сфере педагогов, к переходу их на более высокий уровень профессионального самосознания.

МКОУ Волоконовская СОШ Кантемировского муниципального района Воронежской области Доклад «Совершенствование профессиональной компетенции учителя информатики и ИКТ в условиях введения ФГОС» уровня Учитель математики и информатики: Коломицева В.Д. 2016 г. Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения. В последние годы одной из актуальных тем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога. ФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня мы слышим всё это. Введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Какой же он, современный успешный учитель? Согласно последним, проведенным социологическим исследованиям, образы успешного учителя глазами учителей, детей очень отличаются. Ученики считают успешным учителя со следующими качествами:  Профессиональное мастерство  Ответственность  Чувство юмора  Организаторские способности  Творческие способности  Выразительность речи  Остроумие  Эмоциональность  Уважение к ученикам  Умение понять ученика и найти с ним общий язык  Доверие к ученикам  Доброта  Справедливость  Отходчивость  Строгость  Не обзывать учеников Педагоги считают главными, в первую очередь, профессиональные качества: знание предмета   умение доходчиво объяснить материал  владение различными педагогическими приемами  разумное сочетание требовательности и уважения к учащимся  четкое управление учебным процессом и внеурочной деятельностью детей  способность заинтересовать своим предметом  успехи учеников  стремление к новациям в обучении Учитель хочет быть отражением современности и проводником нового. Именно учитель является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессиональная компетентность учителя определяется умением:  Строить учебный процесс, направленный на достижение целей образования – выбирать и предлагать способы педагогической поддержки, создавать условия для проявления инициативы школьников.  Видеть ученика в образовательном процессе – предлагать разные способы включения ученика в разные виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями.  Создавать образовательную среду и использовать ее возможности – информационные ресурсы, ИКТ.  Планировать и осуществлять профессиональное самообразование выбор технологий – анализ собственной деятельности, самообразования. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально­ экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. конкурентно способную личность учителя, Сегодня приобретает новый статус самостоятельная работа учащихся, которая становится не просто значимой формой учебного процесса, а его основанием, и является эффективным средством организации самообразования и самовоспитания личности. Одним из эффективных видов самостоятельной работы является проектная деятельность. Цель проектной деятельности - создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач; овладевают исследовательскими умениями; развивают системное мышление. Сегодня проектная деятельность особенно популярна, потому что даёт возможность нестандартно подойти к планированию урочной и внеурочной деятельности, что способствует развитию профессиональной компетентности педагога. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально­ экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: 1. 2. Исследовательская деятельность; 3. Инновационная деятельность, Работа в методических объединениях, творческих группах; освоение новых педагогических технологий; Различные формы педагогической поддержки; Трансляция собственного педагогического опыта и др. 4. 5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях; 6. Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности: 1. 2. 3. самоанализ и осознание необходимости; планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); самопроявление, анализ, самокорректировка. Важную роль в совершенствовании профессиональной компетентности учителя играет портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности. Проблема профессиональной компетентности современного учителя в сфере (ИКТ­ компетентности) является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образования. информационно­коммуникационных технологий Требования к ИКТ­компетентности учителей российской школы фиксированы на уровне государственных квалификационных требований. В новых квалификационных характеристиках к руководителям и учителям будут предъявляться следующие требования. Умение работать: – с текстовыми редакторам и электронными таблицами; – с электронной почтой в браузере; – с мультимедийным оборудованием; – с компьютерными и мультимедийными технологиями; – с цифровыми образовательными ресурсами в образовательном процессе; – со школьной документацией на электронных носителях. ФГОС и результаты освоения ООП НОО обязывают пересмотреть свое отношение к использованию ИКТ­средств и сил на формирование собственной ИКТ­компетентности. Информационная компетентность – это качество действий педагога, обеспечивающих: – эффективный поиск и структурирование информации; – адаптацию информации к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; – формулировку учебной проблемы различными информацион­ко­ коммуникативными способами; – квалифицированную работу с различными информационны­ми ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно­методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач; – использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; – регулярную самостоятельную познавательную деятельность; – готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности; – использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе; – ведение школьной документации на электронных носителях. Говоря о требованиях к ИКТ­компетентности учителя, можно выделить несколько групп требований: – технологическая, или общепользовательская, компетентность; – общеучебная или метапредметная компетентность; – педагогическая компетентность; – профессиональная или предметная компетентность. Технологическая (общепользовательская) ИКТ компетентность означает, что учитель может решать повседневные задачи, используя общедоступные средства ИКТ, владея набором программного обеспечения, которое он будет использовать самостоятельно и при работе с детьми. Это – текстовый редактор, графический редактор, редактор презентаций, программное обеспечение для работы со звуком, сервисы интернета. Общеучебная (метапредметная) компетентность, наличие которой означает, что учитель способен решать задачи, возникающие при организации образовательного процесса, эффективно используя средства ИКТ. Педагогическая ИКТ компетентность означает наличие умения осуществлять учебный процесс в соответствии с целями, которые ставит информационное общество перед системой общего образования и эффективно использовать ИКТ в этом процессе. Важной составляющей ИКТ­ компетентности является адекватное использование ресурсов интернета для самообразования и самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Профессиональная ИКТ компетентность учителя – это способность решать возникающие задачи в его предметной области с использованием обычно доступных в этой предметной области средств ИКТ. Современное оснащение кабинетов в условиях внедрения ФГОС требует от учителя умения работать с компьютерным классом, в том числе мобильным, умение работать с интерактивной доской, знать образовательные возможности входящего в комплект программного обеспечения. Формирование ИКТ­компетентности учителя происходит в процессе его непрерывной подготовке в области информатизации образования, средствами курсов повышения квалификации, самообразования, перениманием опыта передовых учителей. Компетентность в области ИКТ позволит учителю быть конкурентоспособном на рынке труда, готовым к постоянному профессиональному росту и профессиональной мобильности в соответствии с потребностями современного образования эпохи информатизации. По мнению выдающихся педагогов современности, существует несколько типов компетентности: 1. Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность. владеет Педагог совместной сотрудничает с окружающими и 2.Социальная компетентность. профессиональной деятельностью, ответственен за результаты своего труда. 3. Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность. 4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода. 5. Психолого­педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого ученика. Что является самым важным для успешной работы учителя по новым стандартам? Важным является желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя само достаточными и способными видеть проблемы, а не их следствия) Чтобы формировать свою профессиональную компетентность мы должны учиться, чтобы научить чему – то других, мы должны быть способными к творчеству, научиться проводить нетрадиционные уроки. Ведь урок интересен тогда, когда он современен. Мы любим традиционные уроки, но они скучны. Как же должен выглядеть современный урок? В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Какие требования предъявляются к современному уроку: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока ­ дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым. О профессиональном развитии учителя, результативности методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:  победы и призовые места обучающихся в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до регионального уровней;  активное участие и призовые места обучающихся в ежегодной научно – практической конференции;  публикации творческих работ обучающихся на школьном и собственном сайте;  высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;  высокое качество знаний обучающихся по преподаваемым мною предметам Как мы должны повысить свою профессиональную компетентность? Мы должны использовать и применять различные педагогические технологий:  современные инновационные технологии,  использовать проблемное обучение,  составлять технологическую карту урока,  проводить открытые уроки,  принимать участие в профессиональных конкурсах, в научно­ практических конференциях,  публиковать свои работы. Вывод: Сегодня учитель­профессионал ­ это учитель, который осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Чтобы формировать свою профессиональную компетентность, учитель должен продолжать учиться, чтобы научить других, должен быть способен к творчеству, проводить нетрадиционные уроки. Учитель должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

АНЖЕЛА БАРХАТОВА
Совершенствование профессиональной компетентности педагога, как средство повышения качества образования в ДОУ

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования , является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2020 года , ФГОС дошкольного образования .

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные , нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

Если разобраться в сути изменений ,то можно определить наиболее важные моменты : обучение становится деятельностно-развивающим, которое должно обеспечить формирование личных качеств воспитанников , при этом оно демократичное гуманное, основано на совместной деятельности взрослого и детей. Обозначенные новшества влекут за собой существенные и качественные изменения , прежде всего в практике работы воспитателя. Безусловно, педагог в процессе обучения и воспитания - ключевая фигура.

На современном этапе необходимым аспектом стал пересмотр приоритетов профессиональной деятельности педагогов ДОО и приведение ее в соответствие с тремя важными нормативно-правовыми документами :

ФГОС ДО (приказ МОиН России от 17.10.2013г. №1155) ;

- «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог » (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования ) (воспитатель, учитель) » (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н);

Письмо «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность » (Минобрнауки России от 06.02.2014 № 09-148) .

Уровню профессионализма воспитателя в соответствии с требованиями с требованиями ФГОС и Стандарта педагога отводится большая значимость.

Воспитатель. Какими качествами должен обладать воспитатель сегодня?

Самое главное - любовь к детям. Без этого воспитатель ничего не сможет дать ребятам. В ДОУ главное - это создание психологического комфорта для детей, оторванных от мамы, и условий для развития детей. Умение преподать ребенку тот объем знаний, умений и навыков, который он должен освоить к школе, конечно, очень важно, но, как показывает практика, если ребенку не комфортно в детском саду, обучение не даст должного результата, индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку.

Современного педагога невозможно представить без таких качеств , как оптимизм, жизненная активность, коммуникабельность, мобильность, обучаемость, умение идти в ногу со временем, владение компьютерной техникой .

На современном этапе появилось новое понятие «профессиональная компетентность » , которая проявляется в способности педагога эффективно осуществлять педагогическую деятельность , определённую должностными обязанностями.

Какими же педагогическими компетенциями должен владеть современный воспитатель?

Компетенция инновационной работы и поискового характера деятельности – это умение воспитателей разрабатывать новые или использовать уже известные современные технологии, проекты образовательной деятельности с детьми; эффективно применять те виды сотрудничества с семьями, которые соответствуют целям, задачам и принципам ФГОС; в совершенстве владеть приемами познавательно-развивающего взаимодействия с детьми, методами воспитательно-образовательной деятельности , которые будут содействовать психолого-педагогической поддержке позитивной социализации, развития личности дошкольников и оптимизации образовательного процесса со всей группой воспитанников, что соответствует принципам образовательного Стандарта .

Коммуникационная компетенция . Все педагоги должны быть в достаточной степени общительны, доброжелательны, терпеливы во взаимодействии со своими воспитанниками. Должны уметь организовывать различные виды общения как со всей группой детей, так и в ходе индивидуального взаимодействия с каждым воспитанником. Воспитатели должны владеть различными формами, методами и приемами для создания социальных ситуаций развития в своих возрастных группах.

Прогностическая компетенция предполагает педагогическую образовательного процесса и по реализации программ дошкольного образования со своими воспитанниками; планирование или предвидение возможных изменений в организации образовательной деятельности с детьми :

На основе результатов педагогической диагностики ,

С учетом особых образовательных потребностей детей ,

С учетом интересов и потребностей семей воспитанников.

Очень важно, чтобы современный воспитатель не только в совершенстве владел содержанием и методикой работы с детьми, но и осуществлял педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса , проводил педагогическую диагностику и на ее основе выстраивал и реализовывал индивидуальные образовательные маршруты детей . Для этого он должен быть профессионалом своего дела , мыслящим, способным к анализу и творческой переработке информации.

Диагностическая компетенция . Владея ею, воспитатели должны осуществлять педагогическую диагностику , чтобы с ее помощью анализировать собственный профессионализм через призму индивидуального развития своих воспитанников для последующего выстраивания индивидуальных образовательных траекторий развития детей. Главный смысл диагностической компетенции заключается в умении воспитателя прослеживать результативность своих педагогических воздействий на детей, осуществлять самооценку педагогических компетенций и их конкретное самопроектирование в случае их отсутствия. Диагностическая компетенция , таким образом , тесно взаимосвязана с прогностической.

Дидактическая компетенция . Педагогические технологии – это компонент дошкольной дидактики. Воспитатели выбирают или создают сами технологии для реализации вариативной части образовательной программы . Объем части программы, формируемой участниками образовательных отношений , может достигать 40% в соответствии с ФГОС. Все воспитатели должны своевременно изучать современные инновационные технологии и применять их в образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями своих воспитанников.

Информационная компетенция . Воспитатели должны посещать РМО, проходить курсы повышения квалификации , активно и результативно изучать информационное поле педагогической образовательной деятельности педагогов всех регионов нашей страны, используя периодические педагогические издания и педагогические интернет-порталы .

Культурная и культурологическая компетенция предусматривает уровень общих знаний, использование детской художественной литературы, знание наизусть программных стихов, владение просодическими компонентами речи . Педагоги должны владеть интонационной выразительностью речи, чтобы процесс общения детей с педагогом был интересным , увлекательным и развивающим интерес дошкольников к устной речи, использованию художественного слова. Эти компетенции обязывают педагогов к знанию наизусть программных стихов, считалок, мирилок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, текстов для подвижных игр с правилами и хороводных игр. Эти две компетенции включают и уровень общей поведенческой культуры воспитателей, предполагают их безконфликтную, тактичную, корректную модель взаимодействия,выстраиваемую ими с детьми : авторитарную, демократическую, либеральную или модель смешанного типа.

Компетенции самообразования , самовоспитания, самосовершенствования . Эти компетенции представляют собой направления личностного и профессионального самовосовершенствования воспитателей . Они полностью или в большей части зависят от них самих, но немаловажен аспект направляющего воздействия заведующего и старшего воспитателя. Самообразование должно осуществляться системно. Эти компетенции предполагают самостоятельное изучение современного педагогического опыта . Результативность проявления этих компетенций – это взаимообмен опытом, трансляция своего педагогического опыта и восприятие опыта коллег региона и страны. Реализуется эта компетенция в процессе взаимопосещений, проведения воспитателями открытых просмотров образовательной деятельности , в выступлениях на педсоветах , размещение авторских конспектов на сайте ДОО, на педагогических интернет-порталах , в ходе участия воспитателей в конкурсах профессионального мастерства педагогов различных уровней : ДОО, муниципального, регионального, федерального.

Компетенция интенсивности профессиональной деятельности . Это современное требование реализуется посредством мотивационной потребности :

В профессиональном и личностном росте у самих воспитателей;

В умении находиться в постоянном инновационном режиме образовательной деятельности современной ДОО;

В умении осуществлять образовательный процесс в группах на высоком профессиональном уровне ;

В способности аккумулировать передовой опыт, современные технологии взаимодействия с детьми и семьями воспитанников;

В умении вовремя осуществлять педагогическую диагностику и разрабатывать и реализовывать в деятельности ИОТР для каждого ребенка;

В умении адекватно оценивать собственные педагогические компетенции , постоянно совершенствовать их ; демонстрировать свое педагогическое мастерство на РМО , в системе открытых просмотров, публиковать свой опыт в профессиональных журналах , аттестовываться на квалификационные категории;

В способности создавать ППРС в соответствии с календарно-тематическим планированием (КТП, владеть ИКТ-технологиями и использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в образовательной деятельности .

На данный момент существует проблема формирования педагога , обладающего компетентностью , креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.

Одной из особенностей управления персоналом является возрастающая роль личности работника, а именно к его уровню профессиональной компетентности. Одним из факторов, влияющих на уровень мотивации, является процесс развития профессиональной компетентности персонала. Профессиональная компетентность персонала это - совокупность профессиональных знаний, умений, навыков приобретаемых в процессе трудовой деятельности персонала, которые способствуют выполнению функциональных обязанностей с высокой продуктивностью. Процесс ее развития и совершенствования понимается как целенаправленная деятельность сотрудника по приобретению определенных компетенций в соответствии с современными условиями труда и предъявляемыми профессиональными требованиями.

Мотивация и влияющая на нее развитие профессиональная компетентность персонала к достижениям результатов служат связующим звеньям, объединяющим все уровни мотивации в единую систему, способную обеспечить привлечение и удержание талантливых работников, а также рациональное использование их личностного и группового потенциала.

Развитие профессиональной компетентности условно представляется в рамках трех векторов:

Процесс развития профессиональной компетентности в современных условиях целенаправленно реализуется посредством технологий обучения, которые инициируют активную учебно-познавательную деятельность работника, мотивацию, организационную культуру, профессиональную идентичность, развивают его личностные качества, позволяют построить индивидуальную траекторию развития профессиональных компетенций работников.

Современные условия диктуют необходимость перехода к системной модели программного развития профессиональной компетентности персонала организаций. Новый системный подход предусматривает: 1) модернизацию традиционной системы образовательного развития профессиональной компетентности; 2) формирование профессионально-адаптивной системы образовательного коучинга посредством организации комплексного сопровождения трудового профессионального развития персонала организации, а также внедрение проектов социально-культурного и мотивационного развития профессиональной компетентности работников.

Модернизация традиционной системы образовательного развития профессиональной компетентности определяет три важнейших направления:

1. Внедрение интегрированного механизма взаимосвязи потребностей хозяйственной организации в той или иной системе компетенций работников и оптимизации образовательных программ формирования профессиональной компетентности.

2. Готовность к непрерывному поиску нового, экономически актуального знания, грамотному осуществлению информационных процессов, что является основой профессиональных компетенций работника.


3. Квалифицированная профессиональная деятельность предполагает необходимость развития не только формальных профессиональных знаний, умений, навыков, но и мотивационного потенциала.

Формирование профессионально-адаптивной системы образовательного коучинга посредством организации комплексного сопровождения трудового профессионального развития работников организации включает в себя три важнейшие подсистемы:

1. Разработка и реализация в рамках хозяйственной организации самостоятельного проекта, направленного на активизацию процесса усвоения и обновления профессионального опыта работника.

2. Формирование социально прозрачной системы социальной оценки и перспектив развития профессиональной компетентности работников организации.

3. Обеспечение составления обобщенного социально-профессионального портрета различных групп работников, определение круга их профессиональных интересов, проблем и мотиваций, а также готовности к восприятию новых знаний и их применению в социокультурной и трудовой практике.

Таким образом, можно предположить, что дополнительные пути развития и совершенствования профессиональной компетентности способствуют созданию благоприятного образовательного климата организации, который напрямую влияет на повышение эффективности труда, изменению модели трудового поведения с экстенсивного в интенсивный, а также уровню мотивационного фона. Рассматривая значение развития профессиональной компетентности персонала и самой организации, позволяет сделать вывод о том, что развитие и совершенствование профессиональной компетентности является естественной потребностью персонала и способствует повышению уровня мотивации. Однако для того, чтобы данная потребность стала у работника ведущей, требуется создание необходимых организационно-образовательных условий в организации.

Профессиональная компетентность - один из показателей качественной работы педагога. Повышение своего профессионального уровня - наипервейшая обязанность каждого педагога.В работе представлен опыт работы по повышению профессионализма учителей и воспитателе в коррекционной школе-интернате 8 вида г.Нолинска

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Совершенствование профессиональной компетентности педагога как условие повышения качества

образования и воспитания

_____________________________________________________________________________________

Лущикова Е.Г., зам. директора по УВР

МКС(К)ОУ VIII вида г.Нолинска

"Национальная доктрина образования в Российской Федерации" является концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования в России на период до 2015 г. Именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в новой среде.

Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой.

Приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность . Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

Наша школа работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того с каждым годом в школу приходит всё большее количество детей со сложной структурой дефекта. Основное требование к квалификационной характеристике педагога коррекционной школы – это наличие среднего или высшего профессионального образования и соответствующая специальная переподготовка по профилю деятельности коррекционного учреждения VIII вида.

Администрацией школы проводится работа по наращиванию качественного кадрового потенциала. Всего в школе-интернате работает 45 педагогов. Анализ качества кадрового состава педагогов показывает, что 2 педагога имеют высшую категорию, 26 – первую квалификационную категорию, 7– вторую категорию и 10 человек пока не имеют категории. Это или вновь прибывшие педагоги, или педагоги, поменявшие должность внутри самого образовательного учреждения.

Проводится работа по реализации программы «Кадры», рассчитанной до 2015 года. Она включает работу по повышению квалификации педагогов внутри каждого методического объединения, уделяется большое внимание непрерывности профессионального образования педагогических работников. Если в 2010 году профессиональную переподготовку прошёл только 1 педагог, что составляло 2% от общего количества педагогического состава, то в 2012 году уже 8 человек, что составляет 15% от общего состава педагогов. В настоящий момент имеют высшее дефектологическое образование, а также прошли профессиональную переподготовку уже 18 человек, что составляет 40% от общего количества педагогов. Социальный педагог продолжает обучение по специальности «Олигофренопедагогика». Курсами повышения квалификации обеспечены 89% педагогов.

Регулярное участие педагогов школы в предметно-методической олимпиаде работников образовательных учреждений Кировской области по направлению «коррекционная педагогика» в очередной раз подтверждает высокую квалификацию наших педагогов. В 2011 – 2012 учебном году Погудина Т.А. стала призёром, а Бокова Н.В. победителем в номинации «Учитель-дефектолог».

Большую роль играют конкурсы педагогического мастерства. Они дают педагогу возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень.

В текущем учебном году педагоги активно участвовали в профессиональных конкурсах различных уровней, представляя опыт своей работы. Так воспитатель Чусовитина И.Н. участвовала в районном конкурсе «Учитель года 2012» и стала призёром в номинации «Педагог дополнительного образования».

Учитель музыки и пения Судницына Н.А. участвовала в районном конкурсе «Мой лучший урок с применением ИКТ» и стала победителем в номинации «Педагог коррекционного образовательного учреждения».

Учитель-логопед Бокова Н.В. стала дипломантом областного конкурса педагогический идей «Открытый урок». Она награждена дипломом I степени . Педагоги приобретают опыт, который могут применять в своей педагогической деятельности как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства.

Одним из показателей качества образования и воспитания является использование учителями и воспитателями в образовательном процессе новых методик и технологий. В частности педагоги нашей школы активно осваивают компьютерные технологии, изучают возможности использования интерактивной доски на уроках и занятиях в коррекционной школе. 47% педагогов применяют компьютерные технологии на уроках и занятиях.

С 2009 года школа работала по единой психолого-педагогической теме «Развитие творческих способностей как условие социализации воспитанников коррекционной школы VIII вида». Применяя разнообразные методы и приёмы для развития творческих способностей детей с интеллектуальной недостаточностью, используя новые технологии и успешный опыт других педагогов, учителя и воспитатели работали над развитием дополнительных практических умений и навыков учащихся исходя из их психофизических особенностей и индивидуальных возможностей.

Усилия педагогов не проходят даром. Учащиеся радуют нас своими достижениями. Воспитанники школы-интерната регулярно принимают участие в районных конкурсах детского творчества, и работы наших детей не остаются незамеченными. В 2010 году ученик 3 класса Седлов Николай награждён грамотой за участие в областном конкурсе рисунков, посвящённому 100-летию Российского Олимпийского комитета. Изготовление поделок к выставке в рамках областного конкурса «Лучший по профессии» также даёт возможность детям проявить своё творчество и практические умения.

Участники сборной команды школы в зональных соревнованиях среди учащихся коррекционных школ по полиатлону, в лыжных гонках становятся победителями в личном первенстве и призёрами в командном первенстве . Солисты хорового кружка «До-ми-солька» неоднократно становились призёрами конкурса «Нолинские звёздочки».

В очередной раз школа-интернат приняла участие в районном конкурсе «Красивая школа». Большая часть работ по созданию уюта в школьных помещениях была проделана руками наших воспитанников.

Конечной целью специального образования является:

достижение учеником максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации в быстроменяющемся мире.

В связи с этим можно привести данные о том, что почти все выпускники школы-интерната продолжают обучение в профессиональных училищах и в дальнейшем успешно трудоустраиваются.

Таким образом, положительными результатами деятельности школы являются положительные изменения в развитии личности каждого учащегося: его учебных достижений, воспитанности, психических функций, творческих способностей, здоровья. Работая над формированием социально адаптированной личности выпускника школы, успешно интегрированной в общество, педагогу приходится уделять много внимания самосовершенствованию и самообразованию, подготовке к урокам и внеклассным формам работы. Чем старше возраст учащихся, тем больше трудозатраты. По мере формирования собственного опыта трудозатраты уменьшаются. Но огромная трата психологических, временных, моральных и материальных сил и энергии окупаются конечным результатом.


© 2024 4septic.ru - Ливневая канализация, выгребная яма, трубы, сантехника