Дивергенция. Появление новых форм всегда связано с приспособлением к местным географическим и экологическим условиям существования. Так, класс млекопитающих состоит из многочисленных отрядов, представители которых отличаются родом пищи, особенностями мест обитания, то есть условиями существования. Каждый из этих отрядов включает подотряды и семейства, которые, в свою очередь характеризуются не только специфическими морфологическими признаками, но и экологическими особенностями. Внутри любого семейства виды и роды различаются образом жизни, объектами питания. Как указывал Дарвин, в основе всего эволюционного процесса лежит дивергенция. Дивергенция любого масштаба есть результат действия естественного отбора в форме группового отбора. Групповой отбор так же основан на индивидуальном отборе внутри популяции. Вымирание вида происходит за счёт гибели отдельных особей. Своеобразие морфологических особенностей организмов, приобретаемых в процессе дивергенции, имеет некоторую единую основу в виде генофонда родственных форм. Конечности всех млекопитающих сильно отличаются, но имеют единый план строения и представляют собой пятипалую конечность. Поэтому органы, соответствующие друг другу по строению и имеющие общее происхождение, независимо от выполняемой функции, называют гомологичными. Примером гомологичных органов у растений являются усы гороха, колючки кактуса – всё это видоизменённые листья.
Конвергенция. В одинаковых условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное строение. Такое сходство строения возникает при сходстве функций и ограничивается лишь органами, непосредственно связанными с одними и теми же факторами среды. Внешне очень похожи хамелеоны и агамы, лазающие по ветвям деревьев, хотя относятся к разным подотрядам. У позвоночных животных конвергентное сходство обнаруживают конечности морских рептилий и млекопитающих: акула, ихтиозавр, дельфины. Схождение признаков затрагивает в основном лишь те органы, которые непосредственно связаны со сходными условиями среды. Конвергенция наблюдается и у групп животных, далеко отстоящих друг от друга в систематическом отношении. Организмы, обитающие в воздухе, имеют крылья. Но крылья птицы и летучей мыши – это изменённые конечности, а крылья бабочки – выросты стенки тела.
Органы, выполняющие сходные функции, но имеющие различное в принципе строение и происхождение, называют аналогичными.
Примеры возникновения конвергентного сходства строения органов в одинаковых условиях среды даёт приспособление неродственных групп животных – членистоногих и позвоночных к жизни на суше. При освоении суши у членистоногих и позвоночных развивается приспособление к сохранению воды в теле – плотные наружные покровы.
К общим правилам эволюции групп организмов относится правило необратимости. Так, если на каком-то этапе от примитивных амфибий возникли рептилии, то рептилии не могут дать вновь начало амфибиям. Вернувшиеся в воду наземные позвоночные (киты) не стали рыбами. Предыдущая история развития для любой группы организмов не проходит бесследно, и приспособление к среде, в которой когда-то обитали предки, осуществляется уже на иной генетической основе.
Контрольные вопросы
1. В каких направлениях условия жизни влияют на преобразование органов у животных и растений?
2. Раскройте содержание понятий «дивергенция» и «конвергенция».
3. Какие органы называются гомологичными. А какие аналогичными?
4. Приведите примеры сходства строения органов у неродственных групп животных, обитающих в одинаковых условиях.
5. В чём сущность правила необратимости эволюции?
Тема 5.5 Развитие органического мира
Развитие жизни на Земле
Историю Земли принято делить на промежутки времени, границами которых являются крупные геологические события: горообразовательные процессы, поднятия и опуская суши, изменения очертаний материков, уровня океана. Движения и разломы земной коры сопровождались усиленной вулканической деятельностью, выбросом в атмосферу громадного количества газов и пепла. Понижение прозрачности атмосферы уменьшало количество солнечной радиации, попадающей на Землю, и было одной из причин развития оледенения. Аналогичные последствия могут быть в результате массированных ядерных взрывов на поверхности Земли (ядерная зима). Не случайно горообразовательные процессы сопровождались оледенениями. Грандиозные ледниковые щиты, покрывавшие поверхность Земли, значительно изменяли климатические условия и тем самым оказывали глубокое влияние на растительный и животный мир. Одни группы организмов вымирали, другие сохранялись и в межледниковые эпохи достигали расцвета.
Согласно представлениям учёных история Земли делится на крупные промежутки – эры, их 5. Эры подразделяются на периоды. Эры и периоды имеют собственные названия. Их продолжительность исчисляется миллионами лет.
В таблице 2 приведена геохронологическая шкала с указанием групп животных и растений, существовавших в разные геологические эпохи.
Таблица 2
Геохпонологическая шала
Продолжение таблицы 2
Палеозойская (древней жизни) | Силурийский Девонский 50-70 Каменноугольный (карбон) 55-75 Пермский | Появление бесчелюстных позвоночных – щитковых. Широкое распространение водорослей. В конце периода – выход растений на сушу (псилофиты) Расцвет щитковых. Появление кистепёрых рыб и стегоцефалов. Возникновение грибов. Развитие, а затем вымирание псилофитов. Распространение на суше высших споровых. Расцвет земноводных, возникновение первых пресмыкающихся. Появление пауков, скорпионов, летающих форм насекомых. Сокращение численности трилобитов. Развитие высших споровых и семенных папоротников. Преобладание древних плаунов и хвощей. Развитие грибов Быстрое развитие пресмыкающихся. Развитие звероподоб- |
Продолжение таблицы 2
Продолжение таблицы 2
В архейскую эру возникли первые живые организмы. Они были гетеротрофами и в качестве пищи использовали органические соединения «первичного бульона». Важнейший этап эволюции жизни на Земле связан с возникновением фотосинтеза, что обусловило разделение органического мира на растительный и животный. Первыми фотосинтезирующими организмами были прокариотические сине-зелёные водоросли – цианеи. Цианеи и появившиеся эукариотические зелёные водоросли выделяли в атмосферу из океана свободный кислород, что способствовало возникновению бактерий, способных жить в аэробной среде. Повидимому, в это же время – на границе архейской и протерозойской эр – произошло ещё два крупных эволюционных события: появились половой процесс и многоклеточность. Гаплоидные организмы (микробы, сине-зелёные водоросли) имеют один набор хромосом. Каждая новая мутация сразу же проявляется в фенотипе. Если мутация полезна, она сохраняется отбором, если вредна, устраняется отбором. Гаплоидные организмы непрерывно приспосабливаются к среде, но принципиально новых признаков и свойств у них не возникает. Половой процесс резко повышает возможность приспособления к условиям среды, вследствие создания бесчисленных комбинаций в хромосомах. Диплоидность возникла одновременно с оформленным ядром, она позволяет сохранить мутации в гетерозисном состоянии и использовать их как резерв наследственной изменчивости для дальнейших эволюционных преобразований. Кроме того, в гетерозисном состоянии многие мутации часто повышают жизнеспособность особей и, следовательно, увеличивают их шансы в борьбе за существование. Возникновение диплоидности и генетического разнообразия одноклеточных эукариот, с одной стороны, обусловило неоднородность строения клеток и их объединение в колонии, с другой – возможность «разделения труда» между клетками колонии, то есть образование многоклеточных организмов.
Разделение функций клеток у первых колониальных многоклеточных организмов привело к образованию первичных тканей – эктодермы и энтодермы, дифференцированных по структуре в зависимости от выполняемых функций. Дальнейшая дифференцировка тканей создала разнообразие, необходимое для расширения структурных и функциональных возможностей организма в целом, в результате чего создавались всё более сложные организмы. Совершенствование взаимодействия между клетками – сначала контактного, а затем опосредованного с помощью нервной эндокринной систем – обеспечило существование многоклеточного организма, как единого целого со сложным и тонким взаимодействием его частей и соответствующим реагированием на окружающую среду.
Пути эволюционных преобразований первых многоклеточных были различны. Некоторые перешли к сидячему образу жизни превратились в организмы типа губок. Другие стали ползать, перемещаться по субстрату с помощью ресничек. От них произошли плоские черви. Третьи сохранили плавающий образ жизни, приобрели рот и дали начало кишечнополостным.
В протерозойскую эру в морях уже обитало много разнообразных водорослей, в том числе прикреплённых ко дну форм. Суша была безжизненной, но по берегам водоёмов начались почвообразовательные процессы в результате деятельности бактерий и микроскопических водорослей. Начальные звенья эволюции животных не сохранились. В протерозойских отложениях находят представителей вполне сформировавшихся типов животных: губок, кишечнополостных, членистоногих.
Контрольные вопросы
1. По какому принципу историю Земли делят на эры и периоды?
2. Когда возникли первые живые организмы?
3. Какими живыми организмами был представлен живой мир в протерозойскую эру?
4. Когда появились первые наземные растения?
5. Какие эволюционные преимущества даёт переход растений к семенному размножению?
https://refdb.ru/look/2257615-p10.html
Цели урока:
- Сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений.
- Рассмотреть на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними.
- Ознакомить с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и биологическим регрессом.
- Показать роль русских ученых в развитии эволюционного учения.
- Сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире.
Оборудование: учебное пособие по биологии «Гомологичные и аналогичные органы растений и животных», презентация к уроку.
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний
– Что такое биологическая эволюция? (Б.
эволюция это необратимое развитие органического
мира).
– Какой эволюционный процесс называется
микроэволюцией? (Процесс образования новых
видов).
– Что такое макроэволюция? (Процесс
образования более крупных систематических
единиц – родов, семейств и т.д.).
II. Новый материал
1. Типы эволюционных изменений (лекция, беседа).
(По ходу просмотра слайдов ученики записывают определения в тетрадь).
К основным типам эволюционных изменений относятся параллелизм, конвергенция и дивергенция (Приложение 1 , слайд 2).
Параллелизм – независимое приобретение
сходных признаков родственными организмами,
обитающих в одинаковых условиях и ведущих
сходный образ жизни.
Например, строение тела млекопитающих,
населяющих дождевые леса Африки и Южной Америки,
имеет общее сходство (Приложение
1
, слайд 3).
Конвергенция
– возникновение
сходных черт строения у неродственных
организмов, обитающих в одинаковых условиях и
ведущих сходный образ жизни.
Например, крупным водным хищникам дали начало
четыре группы животных: моллюски,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Какие общие черты строения можно выделить у этих
животных, принадлежащих к различным
систематическим группам (Приложение
1
, слайд 4)? (Плавники, обтекаемая форма
тела).
Конвергентная эволюция затрагивает лишь внешнее
строение организмов, которое связано с условиями
среды обитания. Крыло птицы и бабочки являются
приспособлением для полета, но происхождение и
строение этих органов различно. Органы разные по
происхождению, но выполняющие сходные функции
называются аналогичными (Приложение
1
, слайд 5)
Дивергенция – расхождение признаков в приделах популяции, вида, возникающее под действием естественного отбора, приводящее к возникновению новых видов, отрядов, классов и т.д.
В результате дивергентной эволюции класс
млекопитающих распался на многочисленные
отряды, представители которых отличаются по
строению, образу жизни, характеру
физиологических и поведенческих адаптаций (Приложение 1
, слайд 6).
– Что явилось причиной образования
многочисленных групп млекопитающих? (Адаптация
к различным условиям окружающей среды)
Видоизмененные конечности кита, птицы, летучей
мыши, крота, крысы – результат дивергентной
эволюции. Эти органы имеют одинаковый общий план
строения, но выполняют различные функции. Такие
органы называются гомологичными (Приложение
1
, слайд 7).
2. Пути и направления эволюции органического мира
В разработку проблемы эволюции значительный вклад внесли крупные российские ученые А.Н. Северцев и И.И. Шмальгаузен. Они установили, что главными путями эволюции являются ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация (Приложение 1 , слайд 8).
Вклад российских ученых в развитие эволюционного учения (краткие сообщения учащихся)
А.Н. Северцев – известный зоолог и
крупнейший теоретик эволюционного учения.
Создатель отечественной школы эволюционных
морфологов. Организовал и возглавил Лабораторию
эволюционной морфологии и экологии животных.
Создатель общепринятой теории происхождения
пятипалой конечности и парных плавников у
животных. Автор теории филэмбриогенеза, согласно
которой новые признаки могут появляться на любой
стадии онтогенеза, и морфобиологической теории
путей эволюции, в которой установил четыре
основных направления биологического прогресса:
ароморфоз, идиоадаптацию, ценогенез, общую
дегенерацию.
И.И.Шмальгаузен окончил Киевский университет в
1907 г. Ученик А.Н.Северцева. В Московском
университете заведовал организованной им
кафедрой дарвинизма. Двенадцать лет руководил
Институтом эволюционной морфологии АН СССР. Его
многочисленные труды посвящены сравнительной
анатомии и эмбриологии, эволюционной морфологии,
происхождению наземных позвоночных, путям и
закономерностям эволюции, биокибернетике. Его
исследования механизмов эволюционного процесса
и индивидуального развития как авторегулируемых
систем предвосхитили ряд положений кибернетики,
с позиций которой он в 1950-60гг. изложил
эволюционную теорию. Его научное наследие
оказало и продолжает оказывать большое влияние
на развитие биологической науки.
(БЭНП, «Кирилл и Мелодий», 2003)
Ароморфоз
– приспособительные
изменения общего значения, повышающие уровень
организации и жизнеспособность особей,
популяций, видов.
Первым наземным позвоночным животным дала
начало группа кистеперых рыб, благодаря
изменению в строении скелета парных плавников. В
результате сформировались пятипалые конечности,
способные поддерживать тело над землей (Приложение 1
, слайд 9).
Примером ароморфоза у растений является
появление цветка (видоизмененного побега) у
покрытосеменных растений.
Идиоадаптация – частные приспособительные
изменения, полезные в данной среде обитания,
возникающие без изменения общего уровня
организации.
Примером идиоадаптации у животных может служить
разнообразие клювов гавайских цветочниц,
питающихся нектаром различных покрытосеменных
растений.
Приспособление к распространению семян ветром
является примером одной из идеоадаптаций у
растений (Приложение 1
,
слайд 10)
Соотношение путей эволюции
Ондатра – североамериканский вид-интродуцент,
ареал распространения которого постоянно
расширяется. В результате он начинает вытеснять
местные виды со сходными экологическими
потребностями, например, выхухоль и водяную
полевку.
Биологический регресс (Приложение
1
, слайд 14) характеризуется:
- Уменьшением численности особей.
- Сужением численности ареала.
- Уменьшением числа видов, популяций.
Причиной биологического регресса может быть
изменение условий окружающей среды, к которому
вид не смог приспособиться или конкуренция со
стороны других видов. Так было с многочисленной
господствующей на Земле группой рептилий, на
смену которым, благодаря теплокровности,
пришли птицы и млекопитающие.
В настоящее время, изменяя окружающую среду,
непродуманно перемещая виды в новые условия
существования, человек волей или неволей
становится причиной биологического прогресса
или регресса.Приложение 1
,
слайд 21)
V. Домашнее задание: §63, тетрадь.
Были использованы:
1. Учебное электронное издание «Экология»,
Московский Государственный институт
электроники и математики, 2004.
2. 1С: Школа, Экология, 10-11 кл., под редакцией А.К.
Аклебинина, В.И. Сивоглазова
3. Лабораторная практика. Биология 6-11 кл.
Республиканский мультимедиацентр, 2004.
4. БЭНП, биология 6-11 кл., Министерство образования
РФ, ГУРЦ ЭМТО «Кирилл и Мифодий», 2003.
5. Д.К. Беляев, А.О. Рувинский,
Общая биология
для 10-11кл., Москва, «Просвещение», 1991.
6. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник
,
Общая биология, 10-11кл. ДРОФА, Москва, 2005.
7. Уроки общей биологии: Пособие для учителя/ В.М.
Корсунская, Г.Н. Мироненко, З.А. Мокеева, Н.М.
Верзилин – М: Просвещение, 1986.
Основные закономерности эволюции
Эволюция протекает неравномерно , т. е. с разной скоростью в различные периоды истории Земли, но имеет тенденцию к ускорению.
Например, первые живые существа появились около 3,8 млрд лет назад, многоклеточные — 1,3 млрд лет назад, млекопитающие и птицы — 200 млн лет назад, приматы — 60 — 65 млн лет назад, род Человек — около 4 млн лет назад, Человек разумный — около 80 тыс. лет назад.
Эволюция различных групп происходит с разной скоростью. Принято оценивать скорость видообразования в числе поколений. Так, быстрое образование новых видов, связанное с крупными хромосомными перестройками, занимает до нескольких десятков тысяч поколений. Медленное накопление адаптаций даёт новый вид через несколько сотен тысяч поколений.
Эволюция не всегда идёт от простого к сложному , существует и направление, которое сопровождается упрощением строения. Примером такого пути может служить общая дегенерация.
Малая подвижность и пассивный тип питания двустворчатых моллюсков привели к исчезновению головы.
Эволюция является необратимым процессом (правило необратимости эволюции), следовательно, организмы не могут вернуться к прежнему состоянию.
Вернувшиеся в воду ихтиозавры не стали рыбами, а сохранили черты строения рептилий.
У некоторых организмов, в том числе у человека, в онтогенезе, в результате нарушения развития возможно появление отдельных признаков, которые существовали у предков, но были утрачены в процессе эволюции. Эти признаки носят название атавизмы .
Атавизм (лат. атавус — отдалённый предок) — появление у организмов признаков, отсутствовавших у их ближайших предков, но существовавших у очень далёких предков. Примером атавизма может служить развитие хвостовидного придатка у человека; появление у лошади двух дополнительных пальцев по бокам развитого третьего пальца.
В процессе развития особи до некоторой степени повторяются черты организации предков, но нарушения нормального развития могут привести к тому, что у взрослого организма сохранятся на всю жизнь признаки предков, появляющиеся у зародыша и обычно исчезающие в ходе дальнейшего развития.
Примером такого атавизма может служить появление у человека шейной фистулы, напоминающей жаберную щель предков млекопитающих — рыб и амфибий. Сюда же относятся полимастия у человека (образование большего, чем в норме, числа пар грудных желёз), трёхпалость лошадей и т. д.
К атавизмам относится также возникновение признаков отдалённых предков при регенерации органов. В этом случае последние воссоздаются с признаками, характерными для более древних форм. Например, при регенерации хвоста у ящериц кольца его чешуй иногда образуются в более примитивной форме.
Правило прогрессивной специализации - это явление, в результате котороголюбая группа живых организмов, эволюционирующая по пути приспособления к конкретным условиям, и в дальнейшем будет продвигаться по пути углубления специализации.
Генетические основы этого правила заключены в том, что в процессе естественного отбора в условиях данной адаптивной зоны из популяции отсеиваются те гены, которые ей не соответствуют.
Примером служит адаптация гиббонов, приспособленных к древесному образу жизни. У них отсутствует хватательный хвост, имеющийся у прочих древесных обезьян, поэтому они передвигаются, прыгая с ветки на ветку при помощи удлиннёных передних конечностей. Большой палец у них значительно редуцирован и рука практически неспособна к манипуляциям мелкими предметами. При передвижении по земле руки гиббонов уже не участвуют в локомоции.
Примером прогрессивной специализации служат морфологические преобразования конечностей в эволюционной ветви лошадей.
При переходе к жизни на открытых пространствах с плотной почвой у предков лошади постепенно уменьшалось количество пальцев, пока не остался один. Эта черта строения не позволяет современным лошадям населять другие биотопы.
Принцип интеграции — объединение отдельных структур в целостный организм. Интеграция — это целесообразное объединение и координация действий разных частей целостной живой системы. Она проявляется в объединении органов в функционально единые системы, обеспечивающие одну из сторон жизнедеятельности организма.
Четырёхкамерное сердце млекопитающих является примером интегрированной структуры: каждый его отдел выполняет определённую функцию, не имеющую смысла в отрыве от функций других отделов.
Принцип дифференциации представляет собой разделение однородной структуры на обособленные части, приобретающие специфическое строение. Таким образом, усложнение структуры всегда связано с усложнением функций и специализацией отдельных частей.
Примером филогенетической дифференциации может являться эволюция кровеносной системы в типе хордовых.
Рудименты (лат. рудиментум — зачаток, первооснова), или рудиментарные органы — сравнительно упрощённые, недоразвитые структуры, утратившие своё основное значение в организме в процессе филогенеза. Рудименты закладываются во время зародышевого развития, но полностью не развиваются.
Примерами рудиментов служат: малая берцовая кость у птиц, глаза у некоторых пещерных и роющих животных, остатки волосяного покрова и тазовых костей у ряда китообразных.
У человека к рудиментам относятся хвостовые позвонки, волосяной покров туловища, ушные мышцы, аппендикс. В отличие от атавизмов рудименты встречаются у всех особей вида.
Таким образом, биологическая эволюция (лат. evolutio - "развертывание") - это процесс постоянного и направленного естественным отбором изменения форм организмов на Земле, обеспечивающий их приспособленность к условиям окружающей среды. Достигается такая приспособленность путем отбора из множества случайных изменений таких, которые облегчают выживание организмов в конкретных условиях среды.
Закономерности эволюции
Названия закономерностей | Смысловое значение закономерностей | Причины и объяснения закономерностей |
Необратимый характер (Л. Долло 1893 г.) |
Возвращение к первоначальному состоянию невозможно |
Эволюционирует популяция, отбираются целые генные комплексы |
Прогрессивное усложнение форм жизни | Общая направленность эволюции | Дивергенция и вымирание многих ветвей при сохранении одной, дающей начало новой группе |
Эволюция - незапрограммированный процесс | Отсутствует целенаправленность | Направление, скорость и ход развития природы задаются и осуществляются естественным отбором |
Неравномерность эволюции | Различны темпы эволюции разных групп организмов | Стабилизирующий отбор сохраняет «живых ископаемых», движущий - формирует новые адаптации у популяций и видов |
Ускорение темпов эволюции | Каждая следующая эпоха в развитии Земли короче предыдущей | От прокариот до первых многоклеточных - 2,5 млрд лет. Первые наземные организмы - 400 млн. лет. Развитие млекопитающих и птиц - за 100 млн. лет. Развитие человека разумного - 60 тыс. лет. |
Синтетическая теория эволюции. В разработку синтетической теории эволюции внесли вклад многие учёные. Термин «синтетическая эволюция» произошёл от названия книги английского эволюциониста Дж. Хаксли «Эволюция: современный синтез», вышедшей в 1942 году.
Основные положения синтетической теории эволюции- Материалом для эволюции служат наследственные изменения — мутации (как правило, генные) и их комбинации.
- Основным движущим фактором эволюции является естественный отбор.
- Единицей эволюции является популяция.
- Эволюция носит в большинстве случаев дивергентный характер, т. е. один таксон может стать предком нескольких дочерних таксонов.
- Эволюция носит постепенный и длительный характер. Видообразование как этап эволюционного процесса представляет собой последовательную смену одной временной популяции чередой последующих временных популяций.
- Вид состоит из подвидов и популяций.
- Вид существует как целостное образование.
- Макроэволюция идёт путем микроэволюции. Для эволюции групп видов живых организмов характерны те же предпосылки и движущие силы, что и для микроэволюции.
- Любой таксон обычно имеет монофилетическое происхождение.
- Эволюция имеет ненаправленный характер, т. е. не идёт в направлении какой-либо конечной цели.
Эволюция - это исторический процесс развития живой природы, который зависит от взаимодействия многих внешних и внутренних факторов при ведущей роли отбора.
Среди исследователей существуют не которые расхождения в представлениях о конкретных молекулярных механизмах, лежащих в основе мутаций, имеющих значение для эволюции, о степени воздействия на эволюцию отдельных организмов таких факторов, как естественный отбор, изоляция, генетическая рекомбинация, гибридизация и величена размножающейся популяции. Однако по некоторым основным моментам удалось достигнуть согласия. Совершенно ясно, что первичным материалом для эволюции служат изменения в генах и хромосомах, что для зарождения нового вида необходима та или иная изоляция и что естественный отбор обеспечивает сохранение некоторых, но не всех возникающих мутаций. Кроме того, существует пять основных закономерностей эволюции, признаваемых почти всеми учеными:
Эволюция происходит с разной скоростью в разные периоды. В настоящее время она протекает быстро, что выражается в появлении многих новых форм и вымирании многих старых.
Эволюция организмов различных типов происходит с разной скоростью. На одном полюсе находятся плеченогие: некоторые виды их совершенно не изменились по крайней мере за последние 500 млн. Лет – раковины ископаемых плеченогих, найденные в древних породах, совершенно идентичны раковинам современных видов. Другой полюс занимает человек: за последние несколько сот тысяч лет появилось и вымерло несколько видов гоминид. Вообще эволюция протекает быстро при первом появлении нового вида, а затем, по мере стабилизации группы, постепенно замедляется.
Новые виды образуются не из самых высокоразвитых и специализированных форм, а, напротив, из относительно простых, неспециализированных форм. Так, например, млекопитающие произошли не от крупных специализированных динозавров, а от группы сравнительно мелких неспециализированных рептилий.
Эволюция затрагивает популяции, а не отдельные особи и происходит в результате процессов мутирования, дифференциального воспроизведения, естественного отбора и дрейфа генов.
Взаимодействие среды и объекта можно представить в следующем виде
Рисунок 1.
Здесь стрелка А показывает воздействие среды на изучаемый объект, а стрелка Б выражает действие объекта на внешнюю среду. Пользуясь удобной терминологией теории связи, назовем А каналом, по которому среда воздействует на изучаемую систему. Тогда по каналу Б реализуется воздействие системы (объекта) на среду.
А вот пример из биологии. Живой организм всегда функционирует в какой-то определенной среде. Ею могут быть лес, пустыня, вода, колба и т. д. По каналу А в организм поступают продукты питания и все внешние раздражители, а по каналу Б организм воздействует на среду, изменяет свое положение в этой среде и т. д.
Подобное представление не является досужим умствованием и имеет глубокий смысл. Оно устанавливает строгие взаимоотношения между предметами в мире и, по сути дела, выделяет и определяет интересующие нас существенные причины связи. Более того, так как всякой системе присущи индивидуальные свойства, которые и характеризуют связь между ее входом А и выходом Б, то, наблюдая А и Б, можно познать этот объект.