Общие требования к учебному кабинету. Требования, предъявляемые к учебному пособию Требования к учебному классу

Общие требования к учебному кабинету. Требования, предъявляемые к учебному пособию Требования к учебному классу

06.02.2021

Принято на Педагогическом совете Утверждаю

Протокол № _____ от _________ директор ГБОУ СОШ № 960

Т.Н.Могильниченко

ПОЛОЖЕНИЕ

об учебных кабинетах

1. Общие положения

1.1 Учебный кабинет - это учебно-воспитательное подразделение, являющееся средством осуществления государственной программы образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения уровня образования учащихся.

1.2 Оснащение кабинета включает в себя: учебно-наглядные пособия, учебно-методические пособия, литературу для учителя и для обучающихся, учебное оборудование, приспособления для практических занятий по предмету, технические средства обучения, материалы для ТСО.

1.3 Занятия в кабинете должны служить:

Активизации мыслительной деятельности обучающихся;

Формированию навыков использования справочных материалов, навыков анализа и систематизации изученного материала;

Формированию прочных знаний по предмету, их практическому применению.

Развитию у обучающихся способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу.

1.4 Учебная нагрузка кабинета должна быть не более 36 часов в неделю.

2. Основные требования к учебному кабинету

2.1 Наличие в кабинете нормативных документов (федеральный государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих деятельность по реализации общеобразовательной программы по предмету.

2.2 Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.

2.3 Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам.

2.4 Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

2.5 Наличие и обеспеченность обучающихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта.

2.6 Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.

Стендовый материал учебного кабинета должен содержать:

    федеральный государственный образовательный стандарт по предмету;

    правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;

    материалы, используемые в учебном процессе.

2.7 Соблюдение правил техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по ТБ), пожаробезопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете (средства пожаротушения, аптечка).

2.8 Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.

3. Требования к документации кабинета

4. Организация рабочего места учителя

4.1 Доска, оборудованная приспособлениями для быстрой смены учебно-наглядных пособий.

4.2 Рациональное расположение технических средств.

4.3 Наличие картотек:

    на все учебно-наглядные пособия и учебное оборудование

    поурочной

    тексты самостоятельных, контрольных работ

5. Организация работы по самообразованию

5.1 Изготовление учебно-наглядных самодельных пособий, приборов

5.2 Изготовление различных приспособлений, способствующих оптимизации учебного процесса.

5.3 Профилактика и ремонт учебно-наглядных пособий и учебного оборудования.

6.1 Выполняется на основании положения «Об аттестации учебных кабинетов, мастерских, спортивных залов» один раз в год.

7.1. Заведующим учебным кабинетом назначается один из наиболее квалифицированных преподавателей данного предмета.

7.2. Заведующий учебным кабинетом назначается и снимается с занимаемой должности приказом директора.

7.3. Оплата за заведование кабинетом распределяется между ответственными за кабинеты в зависимости от проводимой ими работы по обогащению и пополнению внешнего и внутреннего содержания кабинета.

7.4. Заведующий кабинетом в своей деятельности руководствуется:

Художественное оформление кабинета должно быть выполнено профессионально и иметь единый стиль.

7.5. Администрация совместно с профкомом проводит смотр кабинетов 1 раз в год. По результатам смотра издается приказ директора об оплате за заведование кабинета.

Общее состояние кабинета:

    соблюдение санитарно-гигиенических норм: чистота кабинета, исправная мебель, озеленение, наличие системы проветривания;

    соблюдение техники безопасности, наличие инструкций в журнале трехступенчатого контроля по технике безопасности;

    наличие правил поведения в кабинете.

Лаборатория учителя:

    демонстрационный отдел (таблицы, карты, наглядные пособия, раздаточный материал, его систематизация);

    классная доска (приспособления для демонстрации таблиц, карт, место для мела и тряпки);

Оформление кабинета:

    постоянные экспозиции по профилю кабинета;

    временные экспозиции;

    расписание работы кабинета.

Методический отдел:

    перспективный план развития кабинета на 3 года;

    план развития и работы кабинета на текущий учебный год;

    инвентарная книга кабинета;

    дидактический раздаточный материал;

    наличие карточек и т.п.;

    творческие работы учащихся;

    наличие методической литературы по предмету.

9. Заведующий кабинетом обязан:

    принимать меры, направленные на обеспечение кабинета необходимым оборудованием и приборами согласно учебным программам;

    следить за чистотой кабинета, проводить генеральную уборку силами учащихся класса, закрепленного за кабинетом;

    следить за озеленением кабинета;

    обеспечивать наличие системы проветривания, следить за ее исправностью;

    обеспечивать кабинет различной учебно-методической документацией: каталогами, справочниками, инструкциями;

    составлять перспективный план развития кабинета на 3 года и план развития и работы кабинета на текущий учебный год, вести контроль за выполнением данных планов;

    обеспечивать надлежащий уход за имуществом кабинета;

    обеспечивать своевременное списание в установленном порядке пришедшего в негодность оборудования, приборов и другого имущества;

    организовывать внеклассную работу по предмету (консультации, дополнительные занятия, заседания клубов и др.), отражать ее в расписании работы кабинета;

    обеспечивать соблюдение правил техники безопасности, наличие правил поведения в кабинете, проводить соответствующие инструктажи с учащимися с отметкой в журнале инструктажа;

    вести инвентарную книгу кабинета;

    проводить работу по созданию банка творческих работ учителя и учащихся.

9. Заведующий кабинетом имеет право:

    ставить перед администрацией вопросы по улучшению работы кабинета;

    выходить с ходатайством перед администрацией школы о поощрении или наказании отдельных учащихся.

об учебном кабинете в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

1. Общие положения

1.1. Учебный кабинет – это учебно-воспитательное подразделение, являющееся средством осуществления основной образовательной программы начального общего образования, обеспечивающее создание современной предметно–образовательной среды обучения начальной школы с учётом целей, устанавливаемых ФГОС ОО.

1.2. Оснащение кабинета должно способствовать решению задач основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию ФГОС второго поколения.

Оснащение учебного кабинета включает в себя:

Книгопечатную продукцию;

Печатные пособия;

Экранно-звуковые пособия, в том числе в цифровом виде, итерактивную доску;

Технические средства обучения (средства информационно-коммуникационных технологий);

Игры и игрушки;

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

Натуральные объекты;

Допускается использование объектов, изготовленных самостоятельным способом учителем, учащимися и их родителями. К таким объектам могут быть отнесены иллюстративные материалы, видеоматериалы. Фотоальбомы, макеты и т.п.

      Занятия в кабинете должны способствовать:

Переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работ;

Формированию умений работать с различными видами информации и её источниками;

Формированию коммуникативной культуры учащихся;

Формированию системы универсальных учебных действий;

Развитию способностей к самоконтролю, самооценке, самоанализу;

Воспитанию высокоорганизованной личности.

1.4. Учебная нагрузка кабинета должна быть не более 36 часов в неделю.

2. Основные требования к учебному кабинету.

2.1. Наличие в кабинете нормативных документов, регламентирующих деятельность по реализации основной образовательной программы начального общего образования:

ФГОСы по предметам базисного учебного плана;

Образовательные программы по предметам БУПа;

Учебные программы по предметам БУПа;

Планируемые результаты обучения по предметам БУПа;

Расписание учебных занятий по обязательной программе;

Расписание работы факультативов;

Расписание занятий по программе дополнительного образования;

Комплекс материалов для диагностики качества обучения по предметам БУПа;

Материалы (базы данных), текущей, промежуточной, итоговой аттестации учащихся по классам, в том числе в электронном виде;

Материалы (базы данных), отражающие динамику личностного развития учащихся по годам обучения (Портфолио).

2.2. Укомплектованность кабинета учебно – методическими материалами (учебно методическим инструментарием):

Аннотированные перечни цифровых образовательных ресурсов по предметам БУПа;

Аннотированные перечни аудиозаписей, слайдов (диапозитивов), видеофильмов по содержанию предметов БУПа;

Аннотированные перечни развивающих, обучающих. Контролирующих игр.

2.3. Укомплектованность кабинета техническими средствами:

Компьютер с программным обеспечением, модемом, подключением к Интернету, находящийся в локальной управленческой сети, с ЖК-монитором;

Принтер, сканер;

Телевизор;

Видеомагнитофон.

2.4. Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.

Стендовый материал должен содержать:

Правила техники безопасности и поведения в кабинете;

Материалы, используемые в учебном процессе.

2.5. Соблюдение правил техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по ТБ), пожароопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете (средства пожаротушения, аптечка).

3. Требования к документации кабинета.

3.1 Паспорт учебного кабинета.

3.2 Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

3.3 Правила техники безопасности работы в учебном кабинете и журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности.

3.4 Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и практических работ.

3.5 Перечень учебного и компьютерного оборудования.

3.6 График занятости кабинета.

3.7 Состояние учебно-методического обеспечения кабинета информатики

3.8 План работы кабинета на учебный год и перспективу (утверждается директором школы).

3.9 Должностная инструкция заведующего учебным кабинетом.

4. Организация рабочего места учителя.

4.1. Доска, оборудованная для быстрой смены учебно-наглядных пособий.

4.2. Рациональное расположение ТСО.

4.3. Наличие картотек:

На все учебно-наглядные пособия;

Тексты самостоятельных, контрольных работ.

5. Организация работы по самообразованию.

5.1. Изготовление наглядных самодельных пособий.

5.2. Изготовление различных приспособлений, способствующих оптимизации учебного Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

3.3. Правила техники безопасности работы в учебном кабинете и журнал инструктажа

процесса.

5.3. Профилактика и ремонт учебно-наглядных пособий и учебного оборудования.

6. Оценка деятельности кабинета.

6.1. Выполняется на основании положения «Об аттестации учебных кабинетов, мастерских, спортивных залов» один раз в год.

По результатам смотра подводятся итоги и определяются кабинеты, подлежащие оплате и размер оплаты.

7. Обязанности заведующего кабинетом.

7.1. Заведующий внешнего и внутреннего содержания кабинета.

7.3. Заведующий кабинетом в своей деятельности руководствуется:

Законом РФ «Об образовании»;

Требованиями ФГОС второго поколения;

Правилами внутреннего распорядка;

Настоящим Положением.

7.4. Администрация совместно с профкомом проводит смотр кабинетов 1 раз в год. По результатам смотра издаётся приказ директора об оплате за заведование кабинета.

Смотр осуществляется согласно следующим критериям:

Общее состояние кабинета:

- соблюдение санитарно – гигиенических норм: чистота, исправная мебель, озеленениеучебным кабинетом назначается и снимается с занимаемой должности приказом директора.

7.2. Оплата за заведование кабинетом распределяется между ответственными за кабинеты в зависимости от проводимой ими работы по обогащению и пополнению

Наличие системы проветривания;

Соблюдение техники безопасности, наличие инструкций в журнале трёхступенчатого контроля по технике безопасности;

Наличие правил поведения в кабинете.

Лаборатория учителя:

Демонстрационный отдел (таблицы, карты, наглядные пособия, раздаточный материал, его систематизация);

Классная доска(приспособления для демонстрации таблиц, карт, место для мела и тряпки);

Оформление кабинета:

Постоянные экспозиции по профилю кабинета;

Временные экспозиции;

Расписание работы кабинета.

Методический отдел:

Перспективный план развития кабинета на 3 года;

План развития и работы кабинета на текущий учебный год;

Инвентарная книга кабинета;

Дидактический раздаточный материал;

Наличие карточек и т.п;

Творческие работы учащихся;

Наличие методической литературы по предмету.

9. Заведующий кабинетом обязан.

9.1. Принимать меры, направленные на обеспечение кабинета необходимым оборудованием и приборами согласно ФГОС второго поколения.

9.3. Следить за чистотой кабинета, проводить генеральную уборку.

9.4. Следить за озеленением кабинета.

9.5. Обеспечивать наличие системы проветривания, следить за её исправностью.

9.6. Обеспечивать кабинет различной учебно-методической документацией: каталогами, справочниками, инструкциями.

9.7. Составлять перспективный план развития кабинета на 3 года и план развития работы кабинета на текущий учебный год, вести контроль за выполнением данных планов.

9.8. Обеспечивать надлежащий уход за имуществом кабинета.

9.9. Обеспечивать своевременное списание в установленном порядке пришедшего в негодность оборудования, приборов и другого имущества.

9.10. Организовывать внеклассную работу по предметам, отражать её в расписании работы кабинета.

9.11. Обеспечивать соблюдение правил техники безопасности, наличие правил поведения в кабинете, проводить соответствующие инструктажи с учащимися с отметкой в журнале инструктажа.

9.12. Вести инвентарную книгу кабинета.

9.13. Проводить работу по созданию банка творческих работ учителя и учащихся.

10. Заведующий кабинетом имеет право:

10.1. Ставить перед администрацией вопросы по улучшению работы кабинета.

10.2. Выходить с ходатайством перед администрацией школы о поощрении или взыскании отдельных учащихся.

ТРЕБОВАНИЯ-РЕКОМЕНДАЦИИ К МИНИМАЛЬНОЙ ОСНАЩЕННОСТИ И ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПОЛИГРАФОЛОГОВ

Настоящие требования-рекомендации Учебным Заведениям, осуществляющим подготовку (профессиональную переподготовку) и повышение квалификации специалистов - полиграфологов (далее - учебное заведение) разработаны в целях обеспечения качества подготовки специалистов-полиграфологов, пресечения деятельности лиц, пытающихся заниматься обучением без имеющихся условий, которые объективно не позволяют слушателям качественно освоить учебную программу.

1. Общие требования к учебному заведению

1.1. Учебное Заведение должно иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности и располагать:

Квалифицированным преподавательским составом;

Необходимой учебно-материальной базой;

Необходимыми учебно-тематическими планами, позволяющими проводить обучение по соответствующим программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

1.2. Преподавательский состав должен включать специалистов, имеющих высшее образование, педагогическое образование, а также необходимую квалификацию, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины; и специалистов-практиков, имеющих опыт работы в сфере проведения психофизиологических тестирований с применением полиграфа.

1.3. Учебное Заведение должно располагать необходимой учебно-материальной базой для подготовки специалистов - полиграфологов.

1.4. Объем программы обучения должен составлять не менее 320 часов.

2. Требования к минимальной оснащенности учебных заведений

Учебное Заведение должно иметь учебные классы и стационары для проведения практических занятий, оборудованные в соответствии с профилем подготовки слушателей.

Помещения должны отвечать установленным санитарным требованиям и требованиям пожарной безопасности.

3. Требования к образовательному цензу педагогических работников и укомплектованности штатов

3.1. Непосредственное руководство образовательным процессом должно осуществляться штатным специалистом, имеющим ученую степень и/или ученое звание, имеющим педагогический стаж работы не менее трех лет.

3.2. Реализация образовательной программы подготовки полиграфологов

должна обеспечиваться педагогическими кадрами, ведущими научно - исследовательскую и научно - методическую работу по профилю программы.

3.3. В штате Учебного заведения в обязательном порядке должны находиться лица, имеющие педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет, а так же лица, имеющие ученую степень, звание и стаж педагогической работы более 5 лет.

3.4. Преподавательский состав Учебного заведения в обязательном порядке должен систематически повышать квалификацию в преподаваемой сфере, овладевать современными методами организации учебного процесса, а так же в установленные Учебным заведением сроки проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

4. Требования к методическому и информационному обеспечению

4.1. Наличие учебной и учебно - методической литературы, учебно-методических материалов, позволяющих в полном объеме реализовать программы дополнительного профессионального образования и организовать учебный процесс в соответствии с современными образовательными требованиями.

4.2. Наличие информационных баз данных (порталов), в том числе библиографических, по профилю подготовки и возможности выхода в национальные и международные информационные сети.

5. Требования к сайту учебного заведения

5.1.На сайте Учебного Заведения в обязательном порядке размещаются сведения:

5.1.1. об образовательной организации;

5.1.2. о структуре, органах управления и руководстве образовательной организации с указанием ученых званий и степеней, опыта преподавательской работы;

5.1.3. о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации, опыта работы и преподаваемых дисциплин;

5.1.4. о направлениях научно-исследовательской деятельности и базе для ее осуществления;

5.1.5. о реализуемых образовательных программах дополнительного профессионального образования с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики с указанием календарного плана, стоимости и порядке поступления.

5.1.6. о материально-техническом обеспечении образовательной организации;

5.1.7. о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора - об оказании платных образовательных услуг с указанием стоимости платных образовательных услуг.

5.1.8. копии документов:

Лицензия на осуществление образовательной деятельности с приложениями;

Устав;

План финансово-хозяйственной деятельности;

Локально-нормативные акты;

Правила внутреннего распорядка;

Отчет о результатах самообследования;

Программа развития образовательной организации.

5.2. У коммерческих организаций, имеющих в своем составе структурное образовательное подразделение, на сайте должен быть представлен документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А. И. ,

УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ, ВЕТЕРАН ТРУДА

Наличие нормативной школьной документации на открытие и

функционирование учебного кабинета:

    приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы

(по профилю кабинета);

    приказа о назначении зав. кабинетом и лаборанта, их функциональных

обязанностях (по профилю кабинета):

    паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов. технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.;

    инвентарной и дефектной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь;

    правил техники безопасности при работе в кабинете;

    правил пользования учебным кабинетом учащимися;

    акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;

    протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы

(по профилю кабинета) на конкретный учебный год;

    плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу;

    журнала регистрации функционирования учебного кабинета по выполнению плана работы на учебный год;

    заключения методической комиссии о готовности программно-учебно-методических комплексов средств обучения (тематическое планирование,

дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, кадрофильмы, слайды,

таблицы, планы ответов и др.) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы (по профилю кабинета);

    аналитического материала о выполнении образовательной программы по профилю кабинета в текущем учебном году;

    самоанализа работы кабинета учителем;

    планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.

1.2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

1.3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:

    оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, подиум для ряда предметных кабинетов и др.);

    наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др. (по плану работы учебного кабинета).

2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

2.1. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.

2.2. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекта средств обучения по профилю кабинета требованиям стандарта образования и образовательной программы.

2.3. Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий(, тестов,

контрольных работ, эссе. сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

2.4. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамка x функционирования кабинета.

3. Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета

3.1. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

3.2. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).

3.3. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта.

3.4. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.

3.5. Стендовый материал учебного кабинета: образцы успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализ типичных ошибок, результаты интеллектуального марафона, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий

и др.

3.6. Стендовый материал учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и др.).

3.7 . Экран результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.

3.8. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе , факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными. учащимися, консультации и др.

3.9. Образцы индивидуальных учебных планов, программ учащихся, результаты и анализ их выполнения по профилю кабинета.

3.10. Оценка деятельности учебного кабинета учащимися.

4. Требования к планированию и организации работы

учебного кабинета по созданию оптимальных условий

для успешного выполнения образовательной программы школы, переводу ее в режим работы как школы развивающей и развивающейся

4.1. Безусловное выполнение учителями и учащимися требований образовательного стандарта.

4.2. Разработка и внедрение индивидуальной образовательной программы

(по профилю учебного кабинета).

4.3. Внедрение методики развивающего обучения.

4.4. Дифференциация обучения.

4.5. Гуманитаризация обучения.

5.Сапитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам

5.1. Размещение ученических столов (парт) в кабинете. В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации СТОЛЫ размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами. При ЭТОМ должно выдерживаться следующее расстояние:

    от наружной стены до первого ряда парт (столов) - не менее 0,5 м;

    от внутренней стены до третьего ряда - 0,5 м;

    от задней стены до последних парт (столов) - 0,65 м;

    от классной доски до первых парт (столов) -2м;

    от классной доски до последней парты (стола) - не более 8 м;

    между рядами - 0,6 м.

В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров) Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.

Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 см. В соответствии

с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров.

Размеры парт, ученических столов и стульев

ме

бели

Группа

Группа роста, см

Высота крышки стола, обращенного к ученику (над полом, в см)

Высота переднего края сиденья (над полом, в см)

Цветовая маркировка

стола

Группа

столов

стульев

Группа

стульев

мебели

Группа

мебели

100- 115

46,0

26,0

Оранжевый

115-130

52,0

54,0

30,0

32,0

Фиолетовый

Желтый

130- 145

58,0

60,0

34,0

36,0

Желтый

Красный

145- 160

64,0

66,0

38,0

40,0

Красный

Голубой

160- 175

70,0

72,0

42,0

44,0

Зеленый

Зеленый

От 175

76,0

78,0

46,0

48,0

Голубой

Учебные кабинеты для учащихся 5-П-х классов оборудуются двухместными ученическими столами, при этом количество столон каждого номера определяется количеством кабинетов на предмет. Для оборудования учебных помещений требуется более всего мебель групп Б, В и Г. Ориентировочное распределение мебели по классам представлено в таблице.

Распределение мебели по классам

класс

мебели

8 I

Рассаживание учащихся должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинском сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.

Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах к кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.

Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту.

При оборудовании учебных помещений для учащихся 6-летнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.

При расстановке в классе мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, а больших размеров - дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поставить мебель больших номеров ближе к классной доске, ее следует ставить только первой в 1-м и 3-м (4-м)рядах.

Поверхность классной доски должна быть ровной, без изъянов и выпуклостей, равномерно окрашенной по всей площади. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние Зрительных функций, а также работоспособность учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко-желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75-80 см. для учащихся 5-11-х классов - 80-90 см.

5.2. Освещение учебных кабинетов.

Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов. лабораторий, мастерских и других основных помещений -считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2,0% (средняя полоса России).

Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений плакатов, стендов и др. резко снижает светоотражение поверхностей, вот почему ее пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так. чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.

В кабинетах черчения и рисования оптимальной является ориентация окон на север, северо-восток, северо-запад, а в кабинетах биологии - на юг.

Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России при начале занятий в 8 ч. 30 мин. на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение.

Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:

    не закрашивать оконные стекла;

    не расставлять на подоконниках цветы - их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

    очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

5.3. Отделка учебных кабинетов.

Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:

    для потолка - 0,7-0,8;

    для стен - 0,5-0,6;

    для пола - 0,3-0,5. Следует использовать следующие цвета красок:

    для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

    для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального

    дерева или светло-зеленый;

    для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;

    для дверей, оконных рам - белый.

5.4. Объем учебной информации, передаваемой аудиовизуальными средствами.

При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (АВ ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

Классы

Длительность просмотра 1

мин.)

Воспроизведение звукозаписи

(мин.)

Диафильмов. диапозитивов

кино-, видеофильмов

учебных телепередач

1-2

7-15

15-20

ДО 15

3-4

15-20

15-20

5-7

20-25

20-25

20-25

ДО 20

8-11

25-30

25-30

5 .5. Воздушно-тепловой режим.

Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Учебные кабинеты проветриваются во время перемен.

Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала и после занятий осуществляется сквозное проветривание.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная Температура

Длительность проветривания помещений (мин.

в малые перемены

2.9.1. В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" программы, методики и режимы воспитания и обучения, в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе
1 - 20
2 - 4 25 22
5 31 28
6 32 29
7 34 31
8 - 9 35 32
10 - 11 36 33

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. При 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

2.9.2. Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5-11 классах зависит от объема недельной и определяется в соответствии с табл.

2.9.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

2.9.4. В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста. Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

  • учебные занятия проводятся только в первую смену;
  • 5-дневная учебная неделя;
  • организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
  • проведение не более 4-х уроков в день;
  • продолжительность уроков - не более 35 минут;
  • организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;
  • организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
  • обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

  • в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый;
  • со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.

2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике (Приложения 2 и 3).

2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (Приложение 4): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков. В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

2.9.9. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 - в начальных классах и не более 6 - в 5-11 классах. Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда). С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико - психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.

2.9.10. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов - комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение обучающихся I ступени разного возраста. Допускается объединение обучающихся I ступени в класс - комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещенных классов - комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физкультуры). При необходимости объединить в один комплект обучающихся 1, 2, 3, 4 классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников) (Прилож. 5). В учреждениях, где со 2 класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2 классе - не более 20 мин., в 3-м - не более 25 мин.; на уроках математики во 2 классе - не более 15 мин., в 3-м - не более 20 мин. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех - четырех классов - не более 15 детей.

2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно Таблице 4.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

Классы Длительность просмотра (мин.)
диафильмов,
диапозитивов
кинофильмов телепередач
1 - 2 7 - 15 15 - 20 15
3 - 4 15 - 20 15 - 20 20
5 - 7 20 - 25 20 - 25 20 - 25
8 - 11 - 25 - 30 25 - 30

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.

2.9.12. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте (Приложение 5).

2.9.13. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы. Общая длительность практической работы для обучающихся в 1-2 классах - 20-25 минут, для обучающихся в 3-4 классах - 30-35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2-3-х - 5-7 минут, для обучающихся в 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут. Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5-7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х - 16 минут.

2.9.14. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками , изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметы естественно - математического и гуманитарного циклов.

2.9.17. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся (Приложение 6).

2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4-м - до 2 ч, в 5-6-м - до 2,5 ч, в 7-8-м - до 3 ч, в 9-11-м - до 4 ч.

2.9.20. Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня. В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени - не менее 1,5 часа. Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно п.

2.9.20. Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).

БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»

Реализация требований ФГОС при организации работы

учебного кабинета или учебной мастерской

Подготовил:

студент 5 курса группы «Г»

Захаров Антон Витальевич

О б учебном кабинете в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения Учебный кабинет –это учебно-воспитательное подразделение, являющееся средством осуществления основной образовательной программы начального общего образования, обеспечивающее создание современной предметно–образовательной среды обучения начальной школы с учётом целей, устанавливаемых ФГОС ОО. Оснащение кабинета должно способствовать решению задач основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию ФГОС второго поколения. Оснащение учебного кабинета включает в себя: книгопечатную продукцию; печатные пособия; экранно звуковые пособия, в том числе в цифровом виде, итерактивную доску; технические средства обучения (средства информационно коммуникационных технологий); игры и игрушки; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; натуральные объекты; допускается использование объектов, изготовленных самостоятельным способом учителем, учащимися и их родителями. К таким объектам могут быть отнесены иллюстративные материалы, видеоматериалы. Фотоальбомы, макеты и т.п. Занятия в кабинете должны способствовать: переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным; поисково-исследовательским видам работ; формированию умений работать с различными видами информации и её источниками; формированию коммуникативной культуры учащихся; формированию системы универсальных учебных действий; развитию способностей к самоконтролю, самооценке, самоанализу; воспитанию высокоорганизованной личности. Учебная нагрузка кабинета должна быть не более 36 часов в неделю. Новые требования ФГОС к учебному кабинету

Наличие в кабинете нормативных документов (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих деятельность по реализации Государственной программы по предмету. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебнометодическим комплексом средств обучения, необходимых для реализации учебных программ, реализуемых школой на основании «Перечня учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» в соответствие с требованиями ФГОС НОО и ООО. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы. Наличие вариативного дидактического материала по основным темам преподаваемых учителем предметов (карточки с вариантами заданий, упражнений, вопросов и т.п.), необходимый для выполнения учебных программ, реализуемых школой в результате введения ФГОС НОО и ООО. Этот дидактический материал должен обновляться учителем по мере необходимости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением интересов детей. Дидактический материал может храниться, в том числе, на электронных носителях. Наличие планов и отчѐтов работы учителя, планов-конспектов открытых уроков, выступлений учителя на заседаниях методических объединений, совещаниях, педсоветах, семинарах, конференциях и т.д., печатные работы учителя, мультимедийное представление (видеоматериалы, компьютерные презентации открытых уроков, родительские собрания, внеклассные мероприятия и др.) (Портфолио учителя может быть представлено в электронном формате на педагогическом сайте учителя). Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов. Стендовый материал учебного кабинета должен содержать: государственный образовательный стандарт по предмету (минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки); рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности (подготовка к тестированию, экзаменам, практикумам и др.); правила техники безопасности работы и поведения в кабинете; материалы, используемые в учебном процессе; выставочные работы обучающихся; рекомендации по организации и выполнению домашних заданий, по подготовке к различным формам диагностики; классный уголок. Соблюдение правил техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по ТБ), санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.

© 2024 4septic.ru - Ливневая канализация, выгребная яма, трубы, сантехника