Чем отличается заросток папоротника от проростка покрытосеменных растений? Мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные - документ Папоротниковидные в отличие от покрытосеменных

Чем отличается заросток папоротника от проростка покрытосеменных растений? Мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные - документ Папоротниковидные в отличие от покрытосеменных

01.02.2022

Вопрос 1. Какие растения называют цветковыми?

Цветковыми называют растения, которые имеют орган семенного размножения - цветок. А это и есть покрытосеменные.

Вопрос 2. Какие цветковые растения вы знаете?

Яблоня, груша, вишня, кувшинки, верблюжья колючка, лен и др.

Вопрос 3. Где растут цветковые растения?

Цветковые растения приспособились к самым различным условиям - от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонии. Они растут в воде (элодея, кувшинки) и в безводных пустынях (саксаул, верблюжья колючка), образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи.

Вопрос 1. Какие растения называют покрытосеменными? Почему они получили такое название?

Покрытосеменные – отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие полового органа размножения – цветка и замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные).

Вопрос 2. Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?

Основная особенность голосеменных – незащищенность семян, в отличие от цветковых. Голосеменные не образуют цветков, значит и не образуют плодов (шишка – не плод, а видоизменённый побег). Оплодотворение яйцеклетки происходит намного быстрее у покрытосеменных. Различна численность обоих групп. Цветковых больше, около 350 тысяч видов. Голосеменных меньше – около 800 видов, которые сохранились на сегодняшний день на планете. Для цветковых растений характерно двойное оплодотворение. У голосеменных его нет.

Вопрос 3. На каких примерах можно показать разнообразие покрытосеменных?

Отдел покрытосеменных делится на 2 класса: двудольные и однодольные. Класс Двудольные. В классе Двудольные описано 8 подклассов, 128 порядков, 418 семейств, приблизительно 10 000 родов и около 190 000 видов двудольных растений. Класс Однодольные. В класс однодольных растений включаются 5 подклассов, 37 порядков, около 120 семейств, 30 000 родов и больше 60 000 видов.

Подумайте

На нашей планете более 350 тыс. видов растений, почти 3/4 их - покрытосеменные. Почему покрытосеменные по разнообразию видов и численности заняли господствующее положение в растительном мире?

Благодаря наличию цветка, у покрытосеменных формируется семя, защищенное околоплодником. Околоплодники обеспечивают распространение семян (с помощью ветра, воды, животных), а цветок – самые разнообразные способы опыления, например насекомыми и ветром. Только покрытосеменным присуще так называемое двойное оплодотворение. Благодаря ему семя быстро накапливает запас питательных веществ, что ускоряет его созревание. Поэтому покрытосеменные могут расти и размножаться при тех условиях, которые другим растениям не подходят.

Задания

1. Рассмотрите рисунок 81 и объясните, какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними. Приведите примеры таких растений.

Однолетние растения – растения, которые развиваются в течение одного вегетационного периода (например, лен, огурец, ярутка).

Двулетние растения (двулетники) – растения, которым для завершения жизненного цикла требуется два вегетационных периода. В первый год жизни развиваются вегетативные органы и накапливаются питательные вещества, а во второй год образуются цветки и плоды, после чего растения отмирают. Например, морковь, свекла, анютины глазки, капуста.

Многолетнее растение - растение, живущее более двух лет. Характеризуются наличием ежегодно отмирающих надземных (травы) и многолетних подземных органов корневищ, клубней, луковиц и корней. Например, лопух, гладиолус, банан.

2. Охарактеризуйте несколько знакомых вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.

Таблица 3. Продолжительность жизни и особенности плодоношения покрытосеменных растений.

Задания для любознательных

Выясните, какие растения в вашем районе, области подлежат охране. Что делается для охраны этих растений?

Например, покрытосеменные растения Пермского края, которые охраняются. Ежеголовник скученный, ситник стигийский, лилия волосистая, гусиный лук ненецкий, венерин башмачок пятнистый, любка двулистная, лещина обыкновенная, дуб черешчатый, лютик Гмелина и многие другие виды. Для охраны этих растений строятся заказники, заповедники. Все эти виды занесены в Красную книгу Пермского края.

Царство растений делится на 2 подцарства - высших растений и низших растений. Низшие растения - это водоросли, высшие - мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.

Водоросли

Отличаются от высших растений тем, что не имеют тканей (проводящих, механических и т.п.) и не имеют органов (корней, листьев, стеблей). Все тело водоросли представляет собой единое слоевище (таллом) . Бывают одноклеточные водоросли.

Споровые растения

Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами (бесполое размножение). Из споры вырастает заросток (гаметофит) , он производит гаметы (яйцеклетки и плавающие сперматозоиды). Для оплодотворения нужна вода. После оплодотворения образуется зигота, из которой вырастает новое растение – спорофит (на нем в спорангиях образуются споры).

МХИ считаются первыми растениями, вышедшими на сушу. У них впервые появляются стебель и листья. Отличия мхов от остальных высших растений:

  • Корней нет, вместо корней ризоиды .
  • Ткани есть, но они плохо развиты (особенно механические и проводящие), из-за этого все мхи являются небольшими травами.
  • Гаметофит доминирует над спорофитом (является листостебельным растением). Спорофит – коробочка на ножке, растет на гаметофите.
  • Из споры вырастает зеленая нить предросток (протонема), а затем – гаметофит.

Из белого мха сфагнума постепенно образуются залежи торфа.

ПАПОРОТНИКИ, ХВОЩИ, ПЛАУНЫ имеют не только стебель и листья, но и корни , и хорошо развитые ткани. Были широко распространены в каменноугольном периоде, именно из них образовались залежи каменного угля.

  • У папоротников споры образуются на нижней поверхности листьев.

Семенные растения

Отличаются от всех предыдущих отделов тем, что мужские гаметы у них не плавают в воде. Они находятся внутри пыльцы, которая переносится ветром.


ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) в настоящее время занимают господствующее положение в биосфере Земли. Семена покрытосеменных покрыты оболочкой (околоплодником). Только у покрытосеменных есть: цветы, плоды, , сосуды в ксилеме.

ВОДОРОСЛИ - МХИ
1. Установите соответствие между характеристикой и группой растений: 1) зеленые водоросли, 2) моховидные

А) не имеют тканей
Б) не имеют органов
В) имеют коробочки со спорами
Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки
Д) спорофит развивается на гаметофите
Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

Ответ


2. Установите соответствие между признаками и группами растений, для которых они характерны: 1) Зелёные водоросли, 2) Листостебельные мхи. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) из зиготы вырастает спорофит
Б) отсутствуют ткани и органы
В) на гаметофите развивается коробочка на ножке
Г) органы размножения развиваются на верхушках побегов
Д) имеются одноклеточные и многоклеточные формы
Е) у большинства видов тело представлено слоевищем

Ответ


ВОДОРОСЛИ В ОТЛИЧ. ОТ МХОВ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Водоросли, в отличие от мхов,

1) одноклеточные и многоклеточные растения
2) автотрофные организмы
3) размножаются спорами
4) не имеют тканей и органов
5) относятся к низшим растениям
6) выполняют роль продуцентов в экосистеме

Ответ


МХИ - ПАПОРОТНИКИ
1. Установите соответствие между характерным признаком растения и отделом, к которому он принадлежит: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные

А) листостебельные растения с ризоидами
Б) наличие видоизмененного побега с придаточными корнями
В) наличие большого количества воздухоносных клеток
Г) преобладание гаметофита над спорофитом
Д) наличие травянистых и древесных форм
Е) наличие заростка в цикле развития

Ответ


2. Установите соответствие между признаками организмов и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие заростка в жизненном цикле
Б) отсутствие корней
В) преобладание гаметофита в жизненном цикле
Г) развитие спор в коробочке
Д) расположение спорангиев на нижней стороне листа
Е) развитие протонемы из споры

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие корней
Б) развитая проводящая система
В) наличие водоносных клеток
Г) слабо развитая механическая ткань
Д) преобладание спорофита над гаметофитом
Е) видоизменённый подземный побег – корневище

Ответ


4. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) у некоторых имеются водоносные клетки
Б) спорофит преобладает над гаметофитом
В) из споры вырастает заросток
Г) споры развиваются в коробочке
Д) корни отсутствуют
Е) имеются сложные листья

Ответ


5. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные

Б) взрослое растение – спорофит
В) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается предросток (протонема)

Ответ


6. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: 1) Моховидные, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) в цикле развития доминирует бесполое поколение растений
В) образование спор происходит в коробочке (спорогоне)
Г) спорофит не способен к образованию органических веществ из неорганических
Д) гаметофит представлен заростком
Е) спора прорастает в предросток

Ответ


ФОРМИРУЕМ 7:
А) образование коробочки на ножке
Б) развитие взрослых растений-гаметофитов
В) развитие взрослого растения из зиготы
Г) гаплоидный набор хромосом в соматических клетках взрослого растения
Д) расположение спорангиев на листьях-вайях

МХИ КАК И ПАПОРОТНИКИ
Выберите три варианта. Папоротники, как и мхи

1) являются высшими споровыми растениями
2) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)
3) являются многолетними растениями
4) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
5) не нуждаются в воде при размножении и развитии
6) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии

Ответ


МХИ - ГОЛОСЕМЕННЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) образует древесный ярус леса
Б) наличие стержневой корневой системы
В) преобладание в цикле развития спорофита
Г) произрастает в нижнем ярусе леса
Д) наличие предростка (протонемы) в цикле развития
Е) прикрепляется к почве ризоидами

Ответ


2. Установите соответствие между характеристиками жизненных циклов и отделами растений: 1) Голосеменные, 2) Моховидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирование эндосперма
Б) преобладание гаметофита над спорофитом
В) образование предростка (протонемы)
Г) участие воды при оплодотворении
Д) созревание пыльцы на спорофите

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Моховидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножение не связано с водой
Б) размножаются с помощью спор
В) наличие ризоидов
Г) гаметофит доминирует над спорофитом
Д) представителями отдела являются кукушкин лен и сфагнум
Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

Ответ


МХИ - ЦВЕТКОВЫЕ
1. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Моховидные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) взрослая форма представлена спорофитом
Б) в цикле развития преобладает гаметофит
В) корни отсутствуют
Г) растения имеют цветок и плод
Д) опыление происходит при помощи ветра и насекомых
Е) споры развиваются в коробочке

Ответ


2. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен: 1) Мхи, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножается семенами
Б) наличие ризоидов
В) наличие цветков
Г) наличие корней
Д) проводящих тканей нет
Е) в жизненном цикле преобладает гаметофит

Ответ


МХИ В ОТЛИЧ. ОТ ЦВЕТКОВЫХ
Выберите три варианта. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,

1) образуют половые клетки
2) не имеют тканей
3) имеют ризоиды
4) являются фототрофами
5) размножаются спорами
6) не имеют цветка

Ответ


ПАПОРОТНИКИ В ОТЛИЧ. ОТ МХОВ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для папоротников, в отличие от мхов, характерно.

1) наличие заростка
2) образование ризоидов у спорофита

4) наличие корней
5) размножение спорами
6) преобладание в жизненном цикле спорофита

Ответ


ПАПОРОТНИКИ - ГОЛОСЕМЕННЫЕ
1. Установите соответствие между процессами и отделами растений: 1) голосеменные, 2) папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) формирование эндосперма
Б) образование зеленого заростка
В) слияние неподвижных гамет
Г) развитие пыльцевой трубки
Д) размножение и расселение спорами

Ответ


2. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек.
Б) Из споры развивается пыльцевое зерно.
В) В цикле развития имеется гаплоидный заросток.
Г) Жизненная форма - кустарник или дерево.
Д) Придаточные корни развиваются от корневища.
Е) Споры развиваются в спорангиях на листьях.

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Голосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие заростка в цикле развития
Б) размножение спорами
В) наличие семязачатков
Г) наличие сперматозоидов
Д) развитие главного корня
Е) наличие древовидных и травянистых форм

Ответ


ПАПОРОТНИКИ - ЦВЕТКОВЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому оно относится: 1) Папоротниковидные, 2) Покрытосеменные

А) образование плодов
Б) половое поколение представлено заростком
В) размножение спорами
Г) процесс оплодотворения зависит от наличия воды
Д) наличие цветка
Е) двойное оплодотворение

Ответ


2. Установите соответствие между особенностями развития растений и отделами, для которых они характерны: 1) Папоротниковидные, 2) Цветковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножение спорами
Б) образование на заростке мужских и женских половых клеток
В) опыление ветром и насекомыми
Г) двойное оплодотворение
Д) образование семян внутри плода
Е) образование спор на нижней поверхности листьев

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Цветковые, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Растения размножаются спорами.
Б) В цикле развития имеется заросток.
В) Семена защищены околоплодником.
Г) Растения имеют как стержневую, так и мочковатую корневые системы.
Д) Оплодотворение происходит при наличии воды.
Е) Оплодотворению предшествует опыление.

Ответ


4. Установите соответствие между признаками и отделами растений: 1) Цветковые, 2) Папоротниковидные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) развитие заростка
Б) редукция гаметофита до нескольких клеток
В) расселение спорами
Г) оплодотворение при наличии воды
Д) осуществление опыления и оплодотворения
Е) развитие зародышевого мешка в семязачатке

Ответ


ГОЛОСЕМЕННЫЕ - ЦВЕТКОВЫЕ
1. Установите соответствие между особенностью оплодотворения и отделом растений, для которых она характерна: 1) покрытосеменные, 2) голосеменные

А) участвуют два спермия
Б) участвует один спермий
В) образуется триплоидный эндосперм
Г) яйцеклетки развиваются в женских шишках
Д) спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка

Ответ


2. Установите соответствие между отделом растений и особенностями спорофита его представителей: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жизненная форма – в основном деревья
Б) жизненная форма – травы, кустарники, деревья
В) имеются специальные органы для вегетативного размножения
Г) отсутствуют специальные органы для вегетативного размножения
Д) ксилема представлена сосудами
Е) ксилема представлена трахеидами

Ответ


3. Установите соответствие между признаками и отделами растений, для которых они характерны: 1) Голосеменные, 2) Покрытосеменные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) представлены всеми жизненными формами
Б) опыляются только ветром
В) имеют разнообразные соцветия
Г) наличие семян в шишках
Д) наличие триплоидного эндосперма в семени
Е) не имеют плодов

Ответ


ЦВЕТКОВЫЕ В ОТЛИЧ. ОТ ГОЛОСЕМЕННЫХ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные растения в отличие от голосеменных:

1) Способны образовывать обширные леса
2) Характеризуются многообразием жизненных форм
3) Размножаются семенами
4) Опыляются насекомыми и птицами
5) Имеют хорошо развитые вегетативные органы
6) Образуют сочные и сухие плоды

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Покрытосеменные, в отличие от голосеменных,
1) являются многолетними растениями
2) содержат хлоропласты с хлорофиллом
3) имеют цветки и соцветия
4) образуют плоды с семенами
5) представлены тремя жизненными формами
6) размножаются семенами

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появился у
1) водорослей
2) моховидных
3) папоротниковидных
4) плауновидных

Ответ


Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени
1) образование плодов и семян
2) появление вегетативных органов
3) появление цветков, опыление
4) оплодотворение и формирование зародыша
5) прорастание семени

Ответ


Выберите три варианта. Какую функцию выполняет цветок растения?
1) опыление
2) поглощение веществ
3) оплодотворение
4) вегетативное размножение
5) отложение запасных веществ
6) формирование семян и плодов

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Чем характеризуется группа моховидных по сравнению с другими группами растений
1) в процессе развития происходит чередование поколений
2) размножаются спорами
3) имеют листья, стебель и ризоиды
4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

Ответ


Выберите три варианта. Семенами размножаются
1) капуста белокочанная
2) клевер ползучий
3) плаун булавовидный
4) олений мох
5) хвощ полевой
6) лук репчатый

Ответ


Выберите из перечисленных ниже растений два, размножающиеся спорами, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) папоротник орляк
2) хвощ полевой
3) клевер красивейший
4) можжевельник скальный
5) пырей ползучий

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что позволило покрытосеменным, в сравнении с голосеменными растениями, занять господствующее положение на Земле?
1) расположение семян внутри плодов
2) наличие в клетках хлоропластов
3) симбиоз с бактериями и грибами
4) наличие цветка
5) двойное оплодотворение
6) размножение семенами

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) в цикле развития преобладает спорофит
2) гаметофит представлен заростком
3) имеет видоизмененные листья
4) семена не защищены околоплодником
5) образует плоды
6) опыление осуществляется насекомыми

Ответ



2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у растения сформировались побеги, изображенные на рисунке, то для этого растения характерны

1) оплодотворение при помощи воды
2) отложение органических веществ в корневище
3) размножение семенами
4) преобладание в жизненном цикле спорофита
5) наличие сухого многосемянного плода
6) хорошо развитые трахеиды в древесине

Ответ



Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для изображенных на рисунке растений характерны следующие признаки
1) низшие растения
2) примитивные высшие споровые растения
3) диплоидный спорофит преобладает над гаплоидным гаметофитом
4) корней нет
5) тело не разделено на ткани и органы
6) гаплоидный гаметофит преобладает над диплоидныи спорофитом

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался побег, изображенный на рисунке, то для этого растения характерны
1) мелкие чешуйчатые листья
2) оплодотворение при помощи воды
3) размножение семенами
4) образование плодов на верхушке побега
5) развитие листостебельного растения из протонемы (предростка)
6) наличие хорошо развитой корневой системы

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для широколиственного леса характерны следующие растения:
1) ель
2) липа
3) сосна обыкновенная
4) дуб
5) бук
6) пихта

Ответ


Установите соответствие между примерами и категориями растений: 1) низшие растения, 2) высшие растения. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) хвощевидные
Б) лишайники
В) настоящие водоросли
Г) плауновидные
Д) моховидные
Е) багрянки

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К растениям, не имеющим корней, относят
1) кукушкин лён
2) щитовник мужской
3) плаун булавовидный
4) хвощ полевой
5) сфагнум
6) ламинарию

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие растения имеют корни?
1) плауны
2) бурые водоросли
3) зелёные мхи
4) сфагновые мхи
5) хвощи
6) голосеменные

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для покрытосеменных характерно
1) наличие заростка
2) двойное оплодотворение
3) созревание спор в спороносных колосках
4) наличие плода
5) триплоидный эндосперм
6) преобладание в жизненном цикле гаметофита

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе размножения и развития покрытосеменных растений происходит
1) формирование пыльцы
2) образование семязачатка в завязи пестика
3) формирование заростка с ризоидами
4) двойное оплодотворение
5) формирование гаплоидного эндосперма
6) расселение с помощью спор

Ответ


Установите соответствие между характеристикой и группой высших растений: 1) споровые, 2) семенные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) развиваются из зародыша
Б) являются более древними по историческому происхождению
В) имеют стержневую или мочковатую корневую систему
Г) оплодотворяются при наличии воды
Д) образуют зародышевый мешок и пыльцу

Ответ


Установите соответствие между признаками и группами растений: 1) низшие, 2) высшие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) тело представляет собой таллом, или слоевище
Б) имеют вегетативные и генеративные органы
В) имеют светочувствительный глазок
Г) имеют разнообразные ткани
Д) живут главным образом в водной среде
Е) включают одноклеточные организмы

Ответ



Установите соответствие между характеристиками и отделами растений. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) из прорастающей споры образуется протонема
Б) гаметофит редуцирован до крошечного заростка
В) имеют корневище с придаточными корнями
Г) в жизненном цикле преобладает гаметофит
Д) споры созревают в спорангиях, собранных в сорусы
Е) имеют разнообразные жизненные формы

Ответ



Установите соответствие между характеристиками и представителями растений, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) организм прикреплен к субстрату
Б) тело представлено слоевищем
В) в клетках присутствуют разнообразные пластиды
Г) характерно семенное размножение
Д) имеют вегетативные и генеративные органы
Е) образует зимующую зигоспору

Ответ


Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания растения, изображенного на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и за пишите цифры, под которыми они указаны.
1) прикрепляется за счет ризоидов
2) зеленое растение представлено гаметофитом
3) имеет стробил на весеннем побеге
4) размножается спорами
5) имеет разветвленное корневище

Ответ



Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для отдела, к которому относится растение, изображенное на рисунке?
1) двойное оплодотворение
2) преобладание в цикле развития спорофита
3) редукция гаметофита
4) стебель соломина
5) соцветие сложный колос
6) вставочный рост

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Водоросли относятся к царству растений, так как
1) в экосистемах являются продуцентами
2) они осуществляют фотосинтез
3) в экосистемах они являются консументами
4) их клетки содержат пластиды
5) их тело не дифференцировано на ткани
6) они для дыхания поглощают кислород

Ответ


Проанализируйте текст «Мхи». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Мхи - это ________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах - ________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например, кукушкин лён, и белые мхи, например, ________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ________ (Г) - ценного удобрения и топлива.
1) низшее
2) коробочка
3) семенное
4) сорус
5) споровое
6) сфагнум
7) торф
8) цветковое

Ответ


© Д.В.Поздняков, 2009-2019

1. Бактерии, в отличие от растений,
1) доядерные организмы
2) содержат рибосомы
3) только одноклеточные организмы
4) размножаются митозом
5) хемосинтетики и гетеротрофы
6) имеют клеточное строение

2. Какие признаки присущи растениям, в отличие от животных?
1) дышат, питаются, растут, размножаются
2) имеют клеточное строение
3) имеют фотосинтезирующую ткань
4) в клетках содержат пластиды
5) имеют клеточную стенку из целлюлозы
6) растут до определённого возраста

3. Какие типичные признаки присущи растениям?
1) ограниченный рост
2) рост в течение всей жизни
3) автотрофный способ питания
4) гетеротрофный способ питания
5) наличие клетчатки в оболочках клеток
6) образуют полисахарид гликоген

4. Мхи, как и покрытосеменные растения,
1) имеют клеточное строение
2) имеют корни, стебли, листья
3) образуют цветки и плоды
4) содержат в клетках хлорофилл
5) способны к фотосинтезу
6) размножаются семенами

5. Папоротники, как и мхи,
1) являются высшими споровыми растениями
2) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)
3) являются многолетними растениями
4) участвуют в накоплении органических веществ в почве
5) проходят в развитии стадию предростка
6) характеризуются двойным оплодотворением

6. Папоротники относят к царству Растений, т.к.
1) в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекис­лый газ
2) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород
3) их клетки содержат хлоропласты
4) их клетки содержат цитоплазму
5) выполняют роль консументов в экосистеме
6) клеточная стенка состоит из целлюлозы

7. Голосеменные, как и покрытосеменные растения,
1) образуют плод с семенами
2) размножаются семенами
3) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
4) в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекис­лый газ
5) цветут хотя бы раз в течение жизни
6) опыляются с помощью насекомых

8. Какую функцию выполняет цветок растения?
1) опыление 4) вегетативное размножение
2) поглощение веществ 5) отложение запасных веществ
3) оплодотворение 6) формирование семян и плодов

9. Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений?
1) происходит слияние ядер женской и мужской гамет
2) яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов
3) гаплоидное ядро мужской гаметы сливается с центральной ди­плоидной клеткой зародышевого мешка
4) в процессе участвуют подвижные мужские гаметы
5) процесс может происходить вне взрослого организма (спорофита)
6) происходит в зародышевом мешке взрослого организма (спорофита)

10. Выберите признаки, характерные для класса Однодольные
1) мочковатая корневая система
2) стержневая корневая система
3) жилкование листьев параллельное или дуговое
4) жилкование листьев сетчатое
5) листья простые
6) из зародышевого корешка развивается явно выраженный главный корень

11. Чем отличаются двудольные растения от однодольных?
1) вставочный рост
2) семена с двумя семядолями
3) листья с сетчатым жилкованием
4) из зародышевого корешка развивается главный корень
5) в стебле не происходит вторичного утолщения
6) стержневая корневая система

12. Для растений семейства Крестоцветные характерны признаки
1) цветок четырехчленного типа
2) соцветие кисть
3) цветок пятичленного типа
4) соцветие корзинка
5) плод стручок или стручочек
6) плод боб

13. Растения семейства Лилейных можно узнать по
1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником
2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником
3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ
4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей
5) образованию плодов – ягода или коробочка
6) образованию плодов – орех или стручок

14. Растения семейства Розоцветных отличаются от растений семейства Крестоцветных наличием
1) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником
2) цветка четырёхчленного типа с двойным околоцветником
3) плода – яблока или костянки
4) плода – стручка или стручочка
5) разнообразных листьев: сложных, простых
6) нижних листьев, образующих прикорневую розетку

15. Только для растений семейства Мотыльковые (Бобовые) характерно
1) наличие в цветке венчика из пяти лепестков (парус, весла, лодочка)
2) наличие в цветке нектарников
3) образование плода боб
4) образование плода стручок
5) наличие на корнях клубеньковых бактерий
6) перекрестное опыление насекомыми

16. Растения, как и грибы,
1) растут в течение всей жизни
2) имеют ограниченный рост
3) всасывают питательные вещества поверхностью тела
4) питаются готовыми органическими веществами
5) содержат хитин в оболочках клеток
6) имеют клеточное строение

17. Сходство грибов и животных состоит в том, что
1) у них гетеротрофный способ питания
2) у них автотрофный способ питания
3) клеточная стенка грибов и покровы членистоногих содержат хитин
4) в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком
5) в их клетках отсутствуют хлоропласты и хлорофилл
6) их тело состоит из тканей

18. По каким признакам грибы отличаются от животных?
1) питаются готовыми органическими веществами
2) имеют клеточное строение
3) растут в течение всей жизни
4) имеют тело, состоящее из нитей — гиф
5) всасывают питательные вещества поверхностью тела
6) имеют ограниченный рост

19. Чем грибы отличаются от бактерий?
1) составляют группу ядерных организмов (эукариот)
2) относятся к гетеротрофным организмам
3) размножаются спорами
4) одноклеточные и многоклеточные организмы
5) при дыхании используют кислород воздуха
6) участвуют в круговороте веществ в экосистеме

20. Грибы образуют микоризу с корнями
1) папоротника 4) мха
2) хвоща 5) дуба
3) сосны 6) берёзы

21. Особенности, характерные для лишайников
1) представляют самостоятельную группу организмов
2) занимают промежуточное положение между царствами Растений и Животных
3) чувствительны к загрязнению окружающей среды
4) нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы
5) состоят из сросшихся с корнями растений гиф
6) состоят из одинаковых клеток

22. Какова роль испарения воды в жизни растений?
1) защищает от перегрева
2) способствует двойному оплодотворению
3) увеличивает тургор клеток
4) ускоряет процесс дыхания
5) обеспечивает всасывание воды корнями
6) способствует восходящему току веществ в растении

23. Голосеменные растения, в отличие от папоротников,

2) образуют семязачатки
3) размножаются спорами
4) не нуждаются в наличии воды при оплодотворении
5) в процессе жизнедеятельности взаимодействуют с окружающей средой
6) в основном имеют форму деревьев, реже кустарников

24. Укажите черты сходства грибов и растений
1) по типу питания – гетеротрофные организмы
2) принадлежат к ядерным организмам
3) выполняют роль редуцентов в экосистеме
4) имеют клеточное строение
5) растут в течение всей жизни
6) размножаются только бесполым путем

25. Одноклеточная зелёная водоросль – хламидомонада как представитель царства Растений имеет
1) клеточную стенку, содержащую хитин
2) клеточную стенку, содержащую клетчатку
3) хроматофор, содержащий хлорофилл
4) ядерное содержимое, находящееся в цитоплазме без оболочки
5) запасное вещество крахмал
6) ДНК, замкнутую в виде кольца

26. Покрытосеменные растения отличаются от папоротников тем, что
1) имеют двойное оплодотворение
2) образуют сухие и сочные плоды
3) имеют хлоропласты, в которых происходит фотосинтез
4) имеют вегетативные органы
5) имеют цветки разных размеров, формы, окраски
6) не нуждаются в воде при прорастании

27. Грибы, как и животные
1) являются гетеротрофными организмами
2) растут в течение всей жизни
3) содержат в организмах хитин
4) не содержат в клетках рибосом
5) не содержат в клетках митохондрий
6) имеют клеточное строение

28. Грибы, как и животные,
1) имеют неограниченный рост
2) ведут активный образ жизни
3) образуют мочевину в процессе обмена веществ
4) запасают углеводы в виде гликогена

6) имеют вегетативное тело, состоящее из мицелия

29. Грибы, как и растения
1) являются автотрофными организмами
2) имеют клеточное строение
3) растут всю жизнь
4) всасывают воду и минеральные вещества из почвы
5) питаются готовыми органическими веществами
6) содержат в клетках хлоропласты

А. Является спорофитом.

Б. Развивается из споры.

В. Развивается из семени.

Г. Образует споры.

Д. Является диплоидной стадией.

Вспомните, какие листья имеют растения класса Хвойные. Чему в первую очередь способствует такая форма листьев?

А. Защите от поедания животными.

Б. Лучшему выделению фитонцидов в окружающую среду.

В. Сохранению влаги в зимний период.

Г. Лучшему поглощению СО 2 , необходимого для осуществленияфотосинтеза

Большинство представителей класса однодольных растений характеризуются наличием

А. Четырех – пятичленных цветков.

Б. Корневой системы, состоящей из придаточных корней.

В. Листьев с дихотомическим жилкованием.

Г. Хорошо развитой древесиной.

Д. Нет верного ответа.

У какого растения устьица располагаются только на верхней стороне листа?

А. Клен ясеневидный.

Б. Клевер ползучий.

В. Колокольчик широколистный.

Г. Кубышка желтая.

Д. Крапива жгучая.

45. Ситовидные трубки в стеблях покрытосеменных растений расположены: .

А. В древесине. В. Лубе.

Б. Сердцевине. Г. Пробке.

46. На рисунке изображена Ваниль душистая – многолетняя цепляющаяся лиана сем. Орхидные. В кондитерском производстве используется ее:

А. Стебли.
B. Стебли и листья.
C. Соцветия.
D. Плоды.

Какой признак (и) более характерны для голосеменных растений, чем для цветковых?

1. Имеются антеридии.

2. Имеются архегонии.

3. Имеются сосуды.

4. Имеется пыльцевая трубка.

A. Только 1

D. Только 2

48. Грибы-сапрофиты являются:

А. Продуцентами.

B. Деструкторами.

C. Консументами I порядка.

D. Консументами II порядка.

49.Грибы похожи на животных:

А. Автотрофным способом питания.

Б. Отложением гликогена.

В. Отсутствием клеточной стенки.

Г. Пассивным образом жизни.

50. В листьях клевера ползучего вода осуществляет движение по восходящему пути в следующей последовательности:
А. Устьичная щель – воздухоносная полость – мезофилл – сосуды.
Б. Сосуды ксилемы – мезофилл – воздухоносная полость – устьичная щель.
В. Флоэма – мезофилл – воздухоносная полость – задний дворик – устьичная щель – передний дворик.
Г. Камбий – флоэма – мезофилл – устьице.

Часть Б Задание 1 (5,0 балла, по 0,5 балла за позицию) . Отметьте в квадратах слева (колонка «Ответ») верные утверждения знаком «+», а неверные знаком «-».

Ответ
1. Коробочка на ножке у моховидных растений является спорофитом
2. Бактерии размножаются спорами.
3. Все грибы-гетеротрофные организмы
4. Хлорофилл поглощает из солнечного спектра преимущественно красные лучи
5. Разнообразие окраски тела водорослей вызвано приспособлением к фотосинтезу
6. Из споры папоротника развивается спорофит.
7. Созреванию плодов способствуют фосфорные удобрения
8. Лист в отличие от стебля имеет ограниченный верхушечный рост и двустороннюю симметрию
9. Приспособленность рогозов к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии у них воздухоносных клеток в листьях и стеблях
10 Ситовидные трубки, проводящие растворы органических веществ, образованы мертвыми клетками

Задание 2 (2 балла, по 0,5 балла за позицию) . Как называются зоны (части) корня, обозначенные на рисунке под номерами 1–4? Названия впишите в таблицу.

Задание 4 (6 баллов ). Схема строения закрытого коллатерального (бокобочного) сосудисто-волокнистого пучка

Контрольная работа № 2 по биологии для 6 класса посвящена изучению следующих тем: «Мхи», «Плауны. Хвощи. Папоротники», «Голосеменные», «Покрытосеменные».

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, необходимо тщательно проработать теоретический материал, используя предложенный ниже материал, школьный учебник и учебники по ботанике для средних специальных и высших учебных заведений.

Ботаника – наука о растениях. Все растения в зависимости от строения делят на низшие и высшие . К низшим относят – бактерии, водоросли, грибы, лишайники . К высшим – мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные. В отличие от низших их тело расчлененона органы: побег и корень (за исключением моховидных). В состав этих органов входит много различных тканей (проводящие, механические, запасающие, покровные, ассимиляционные).

Характерная черта высших растений – правильная смена поколений (гаметофита и спорофита) в цикле их развития. Гаметофит – половое поколение, на котором образуются антеридии и архегонии, - сменяется бесполым поколением спорофита, на котором формируются спорангии со спорами. Гаметофит – всегда гаплоидное растение, спорофит – диплоидное.

У моховидных гаметофит доминирует в жизненном цикле, а спорофит занимает подчиненное положение и живет на гаметофите. Плауны, хвощи и папоротники характеризуются биологической самостоятельностью как спорофита, так и гаметофита, но спорофит преобладает в жизненном цикле, а гаметофит более или менее редуцирован. У голосеменных и покрытосеменных наблюдается наибольшая редукция гаметофита.

Моховидные – вечнозеленые, автотрофные, в основном многолетние растения. Различают печеночные и листостебельные мхи.

Плауновидные – одна из наиболее древних групп растений. Все современные плауновидные - многолетние травянистые, вечнозеленые растения. Представитель – плаун булавовидный .

Хвощевидные – многолетние корневищные травы с мутовчато расположенными листьями. Основной представитель- хвощ полевой .

Папоротниковидные – древние растения. Вымершие древовидные папоротники образовали залежи каменного угля.

Современные папоротники представлены травянистыми многолетними растениями, есть и деревья. Листья папоротников имеют стеблевое происхождение. Это подтверждается их верхушечным ростом.

Голосеменные – это вечнозеленые, реже листопадные деревья или кустарники, редко лианы. Для голосеменных характерны открытое расположение семяпочек (отсюда название отдела – голосеменные). Из современных голосеменных наиболее известны хвойные . Листья у хвойных игольчатые, называются хвоя . Хвоя характерна для сосны, ели, пихты, кедра, можжевельника. У кипариса, туи листья чешуйчатые.

Покрытосеменные, или цветковые – самый большой отдел высших растений. Их насчитывается около 250 тыс. видов. В настоящее время цветковые господствуют в растительном покрове нашей планеты и являются самой важной для человека группой растений. Это самый «молодой» в геологическом масштабе времени отдел растений.

Для цветковых характерны следующие особенности: наличие таких органов, как пестик и плод; семена, заключенные внутри плодов (отсюда название отдела – покрытосеменные); дальнейшая редукция мужского и женского гаметофитов; двойное оплодотворение; настоящие цветки; наличие в древесине настоящих сосудов.

Задание 1.

Представители этого отдела достигли наибольшего развития в каменноугольном периоде. Тогда многие из них были представлены крупными деревьями. Позже древовидные формы вымерли. Отмершие остатки их дали начало залежам каменного угля. Вымерли также и многие травянистые формы.

Все современные представители отдела – многолетние корневищные травы, имеющие стебель высотой до нескольких десятков сантиметров. Характерно расчленение на четко выраженные междоузлия и на узлы с мутовчато расположенными листьями. Растения имеют два типа побегов: весенние – спороносные и вегетативные – зеленые, выполняющие функцию фотосинтеза.

Эти растения являются индикатором кислотности почвы. Если на поле много этих растений, значит, почва нуждается в известковании. Побеги этого растения содержат много кремнезема, поэтому в старину использовались при полировке металлических изделий.

О каком отделе растений идет речь?

Задание 2.

Укажите признаки, характерные для:

  1. Папоротников

а) размножаются спорами

б) встречаются в хвойных (чаще сосновых) лесах

в) характерна макрофиллия

г) заросток бесцветный, его развитие начинается только после проникновения в тело гиф гриба

г) оплодотворение происходит при наличии капельно-жидкой воды

д) многолетний спорофит

е) в жизненном цикле преобладает спорофит

ж) спорангии располагаются на нижней стороне вайи

и) побеги двух типов – вегетативные и спороносные

Выпишите в тетрадь № и индекс, соответствующий ему (например: 1. а, г, е; 2. в, д;).

Задание 3.

Задание на определение правильности суждений.

Перепишите суждения в тетрадь. Поставьте знак «+» рядом с номерами правильных суждений; знак «-» рядом с номерами неправильных суждений.

    Риччия – это один из печеночных мхов.

    Сфагнум имеет ризоиды.

    Кукушкин лен – растение двудомное.

    Низинный торф широко используется в сельском хозяйстве как удобрение.

    Многолетний спорофит папоротника прикрепляется ризоидами к почве.

Задание 4.

Установите соответствие между отделами растений и видами, входящими в них. Выпишите в тетрадь № утверждения и индекс, соответствующий ему (например: 1. а, г, е; 2. в, д;).

Отделы растений:

    Моховидные

    Плауновидные

    Хвощевидные

Виды:

а) сосна кедровая сибирская

б) маршанция обыкновенная

в) кукушкин лен

г) плаун булавовидный

д) щитовник мужской

е) хвощ полевой

ж) пихта кавказская

з) сальвиния плавающая

и) риччия плавающая

Задание 5.

Задание включает 3 вопроса с несколькими вариантами ответа. Около индексов выбранных ответов поставьте знак «+».

    Ореховидные плоды имеет:

б) кукуруза

г) виноград

д) гречиха

2. Сложные листья у:

а) березы

в) конского каштана

а) спорами

б) кусочками слоевища

в) семенами +

г) почкованием

д) зооспорами

Задание 6.

Ответьте на следующие вопросы:

    Где находится запас питательных веществ в семенах фасоли?

    Как называют корни моркови?

    Что такое почка?

    Какие летучие вещества выделяют хвойные?

    Что можно определить по годичным кольцам?

    Как называется верхний плодородный слой земли?

© 2024 4septic.ru - Ливневая канализация, выгребная яма, трубы, сантехника