Почему онегина считают. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Список использованной литературы……….…6

Почему онегина считают. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Список использованной литературы……….…6



Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин созданию романа, вложив в него плоды "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

При всей широте тематики романа "Евгений Онегин" — это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. К созданию образа своего современника Пушкин обращался в ранних романтических произведениях, например, в "Кавказском пленнике". Однако герой этого произведения не удовлетворил автора, так как он получился романтичным. Обстоятельства, в которых он действовал, были тепличными, прошлое его оставалось туманным, причины разочарованности — неясными. Поэтому к мысли создать типичный образ современника Пушкин возвратился в главном произведении — романе "Евгений Онегин".

Теперь перед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь с романтическими поэмами, однако изображен он совсем иначе: подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не только указывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснить причины, ее породившие.

Понятие "лишний человек" появилось в 1850 году, когда вышел "Дневник лишнего человека" И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте "как нечто лишнее стоит", и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ "лишнего человека".

Онегин — "светский петербургский молодой человек", столичный аристократ; "Забав и роскоши дитя", он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, "чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой..."

Онегин ведет типичную для "золотой молодежи" того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его "мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум", чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.

Хандра и скука овладели Онегиным. Отойдя от "света пустого", он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло. У Евгения не оказалось призвания: "зевая, за перо взялся", да и привычки к труду у него нет: "труд упорный ему был тошен". Попытка борьбы с "душевной пустотой" посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.

И вот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил...

Однако, вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Он везде чувствует себя чужим и лишним: и в великосветских, и в провинциальных гостиных. Ему было тяжело и несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над "светской чернью" , особенно среди поместного барства, тем самым обрекая на полное одиночество. Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких интересов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, Онегин теряет связь с людьми.

От "душевной пустоты" не смогли спасти Онегина и такие сильные чувства, как любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил "вольность и покой", не сумел разглядеть всю глубину ее души и ее чувства. Пресытившись любовью светских дам, Онегин разочаровался в этом чувстве. Его отношение к любви рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских "истин", главная цель которых — обворожить и обольстить, казаться влюбленным.

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.

И, наконец, дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Как бы благородный ум Онегина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли социальные условности, сформированные светом. Онегин убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Он испугался "шепота, хохотни глупцов", сплетен Зарецких, Петушковых, Скотининых.

И вот общественное мненье,
Пружина чести, наш кумир.
И вот на чем вертится мир! —

восклицает Пушкин. Итог жизни Онегина безрадостен:

Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без женыя, без дел,
Ничем заняться не умел...

В. Г. Белинский назвал Онегина "эгоистом поневоле", "страдающим эгоистом", Потому что таковым "сильную, недюжинную натуру" сделало общество. "Зло скрывается не в человеке, но в обществе", — писал критик. Скептицизм Онегина, разочарование — это отражение общего "недуга новейших россиян", который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции. Пушкин осуждает не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность.

Очевидно, что Онегины обречены на бездействие. Превращение Онегина в "лишнего человека", безусловно, было неизбежным в то время. Он относился к той просвещенной части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желала быть в рядах молчалиных, но стояла и в стороне от общественной деятельности. Несомненная заслуга Пушкина в том, что он в своем романе показал трагедию "лишних людей" и причины появления их в среде дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.

Почему Евгения Онегина называют "лишним человеком"?

Показать текст целиком

«Евгений Онегин» - первый русский реалистический социально-психологический роман, центральное произведение Пушкина, написанное им в 1830 году. В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина открывается новый, не встречавшийся ранее в русской литературе тип героя – «лишний человек». В данном произведении его роль играет заглавный герой. Характерные черты этой личности: бессмысленность и бесцельность существования, непонимание своего места и роли в жизни, разочарованность, скука, хандра, «резкий, охлажденный ум», отличные от общепринятых суждения и интересы.Для того чтобы убедиться в том, что Онегин был «лишним человеком», рассмотрим его биографию. Евгений – представитель дворянства, что было весьма принципиально для «лишнего человека», так как крестьянин не мог относиться к данному типу. Только представитель дворянства может вести образ жизни, подобный «лишнему человеку»: дворяне жили за счет труда других, не умели работать, были умны и образованы в отличие от крестьян. Именно от большого ума к Евгению приходило осознание своего бессмысленного существования, которое приводило героя к страданиям. Онегин - светский человек, не обремененный службой. Юноша ведет суетную, беззаботную, полную развлечений жизнь, но его не удовлетворяет то времяпрепровождение, которое вполне устраивает людей его круга. Онегин был умнее их, тонко мыслил и чувствовал, поэтому его волновала и мучила бесцельная жизнь, он не хотел посвящать ее только развлечениям, как они. Поскольку Евгений был дворянином, он привык жить на всем готовом. Онегин не был приучен ни к чему упорному и долговременному, ему наскучивал однообразный труд. Любая планомерная деятельность приводит к разочарованию. Воспитание не приучило его к усердной работе, ему всё надоедало, а это приводило к мыслям о никчемности его жизни, разочарованности в ней, скуке и грусти:

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел

Онегин пробовал занять себя творчеством, начинал читать книги, но и здесь его старания оказались тщетны:
Читал, читал, а всё без толку:
Там скука, там обман и бред;
В том совести, в том смысла нет

Герой вынужден покинуть Петербург и переехать в деревню. Данное обстоятельство рождает в его судьбе надежду на лучшую жизнь. Приехав в деревню, Евгений попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян в своем имении: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но и это недолго занимает его.

«Лишним человеком» отношения с другими людьми воспринимаются как что-то скучное. Особенность такого человека – неспособность завязывать долгосрочные отношения, потому что они надоедают ему так же, как и любое занятие. Он не хочет общаться с соседями, которые могут разговаривать только «о сенокосе и вине, о псарне и своей родне». Онегин предпочитает одиночество. За это Евгений получает от помещиков нелестную характеристику: «Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон…».

Трагически заканчивается и дружба Евгения с Ленским. Только с Владимиром Ленским Оне

План

1. Онегин - лишний человек

2. Знакомство с Онегиным

3. Различия между Онегиным и жителями деревни

4. Онегин и любовь

5. Тяжелая судьба Онегина

Роман в стихах « », написанный А.С. Пушкиным - уникальное произведение, которое внесло большой вклад в развитие русской классической литературы. Поэт начал работу над ним в 1823 году, а закончил только спустя 8 лет — в 1831.

В романе поднимаются философские проблемы, одна из них — проблема «лишнего человека», в роли которого выступает главный герой. Персонаж Евгения Онегина олицетворяет всю русское дворянство XIX века.

Очень точно описал образ жизни и быт аристократичной, образованной и уже уставшей от жизни молодежи. Почему таких как Онегин принято считать «лишними людьми»? Давайте разберемся в этом вопросе на примере самого произведения.

Повествование в романе начинается со знакомства читателей с Онегиным. Со слов автора мы узнаем, что он родился в Петербурге, здесь же вырос и теперь в совершенстве владеет французским языком, хорошо танцует мазурку, знаком с правилами этикета («И кланялся непринужденно...»). Благодаря этим навыкам, он отлично освоился в высшем обществе («Свет решил, что он умен и очень мил...»), члены которого ничем не отличались от него самого. Вернее сказать, на первый взгляд, они ничем не отличались, но на самом деле между главным героем и средой, в которой он рос существует огромная пропасть. Здесь проявляется первая причина, по которой мы можем называть его «лишним» — молодым дворянам Петербурга нравится такая светская жизнь, а Онегина она раздражала. Именно поэтому он так быстро решился на переезд в деревню.

Онегин переехал в провинцию, но в душе остался городским дворянином. Смена обстановки не избавила его от хандры, но, к тому же, еще сильнее подчеркнула его непохожесть на окружающих. В деревне Онегин сталкивается с открытыми, чувственными и пылкими людьми, такими как Татьяна и Ольга Ларины и Владимир Ленский. Хоть последний и не рос в деревенской среде, а обучался за границей, он смог сохранить любовь и интерес к жизни. А самое главное, Ленский до самого конца остается искренним, в отличие от Онегина, скрывающего настоящие чувства под масками безразличия и нахальства. Лицемерие свойственно высшему свету Петербурга, но никак не глухой деревушке.

Разница между жителями деревни, «прелестного уголка», по словам Евгения, и самим Онегиным раскрывается еще и в его неумении любить. В эпизодах встречи главного героя с видно, насколько он неготов к таким высоким чувствам. Хорошо, что он честно признался Татьяне, видя её искренность и любовь. Онегин боится потерять свою свободу, он не готов к серьезным отношениям, а свои страхи умело маскирует с помощью грубости, холодности и пренебрежения к эмоциям других. В итоге жизнь Онегина превращается в череду трагедий — убийство друга, потеря любимой женщины. Любовь для него — недоступная роскошь. Только потом уже, встретив Татьяну, он сам без памяти влюбился, но она уже замужем.

Таким образом, со своим тяжелым характером, эгоизмом и нежеланием меняться не вписывается ни в дворянскую жизнь, ни в провинциальную. Он, как принято говорить «лишний» и там, и здесь. Причем, это не приносит ему пользы или удовольствия — Евгений Онегин обречен на вечные страдания.


С появлением новаторского романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русскую литературу вошел и новый литературный тип – «лишний человек». Он еще известен как «байронический герой», так как был популяризован английским поэтом Джорджем Байроном. «Лишним человеком» называли литературного героя, принадлежащего высшему сословию, который, имея способности и перспективы, не может реализовать себя, найти свое место в жизни.

К типичным чертам «лишнего человека» относятся душевная усталость, глубокий скептицизм, скука и общественная пассивность.

Таков и краткий портрет главного героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Но мы рассмотрим этот образ более подробно. Это молодой богатый дворянин, получивший имение в деревне в наследство от дяди. И хотя Евгений Онегин – уникальный для русской литературы персонаж, но для общества он совершенно обычный. Ведь Пушкин наделил его типичными для того времени чертами светского человека и молодого повесы. Евгений «острижен по последней моде, как денди лондонский одет», «он по-французски совершенно мог изъясняться и писал», «легко мазурку танцевал» и «кланялся непринужденно». Но автор показал его человеком со сложным, противоречивым характером, что тоже было свойственно для того времени. Онегин слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими. Он рано охладел к светским развлечениям, и его сковали скука, тоска, разочарованность в обществе, скепсис – в общем «хандра» - болезнь «лишних людей», болезнь целой эпохи.

Истоки этой проказы в большинстве случаев находятся в детстве. Маленький Евгений получил то же воспитание, что и другие дворянские мальчишки. Его воспитатель – француз «учил его всему шутя», «не докучал моралью строгой», поэтому Онегин получил поверхностное образование. Зато он блестяще знал светские манеры, умел танцевать, вести беседу, очаровывать дам, и был желанным гостем на званых вечерах и балах. Но их однообразие, натянутая вежливость стали скучны герою. И он стал чужд этому обществу.

Евгений меняет обстановку – перебирается в деревню, но и там живет затворником. Природа его не восхищает, труд и вовсе был ему противен, разговоры провинциального общества он также счел скучными и для себя совершенно непозновательными. Единственными, с кем он сошёлся, были молодой юноша из соседнего имения – Владимир Ленский и семья Лариных. С первым у Онегина сложились весьма странные отношения: будучи совершенно разными, «как лед и пламень», они находили общие темы для разговоров и проводили много времени вдвоем. Однако никакой привязанности к восторженно-мечтательному романтику Евгений не испытывал, он просто убивал скуку в разносторонних разговорах с ним, в колких шутках и спорах. Онегин не дорожил его дружбой и в итоге лишился единственного потенциального товарища.

С семьей Лариных, а точнее со старшей дочерью Татьяной, Евгения связали именно любовные чувства. Он сумел покорить сердце молчаливой, грустной девушки, но так как семейная жизнь герою представлялась сплошной скукой, обременительным союзом, Онегин отверг чувства Татьяны. Позже он осознает свою ошибку, объясняется, но и тогда остается совершенно одиноким.

Да, именно одиночество – печальный удел «лишнего человека». Этот тип литературного героя разочарован в ценностях мира, его не радуют ни богатство, ни развлечения, ни природа, ни искусство. Он недоволен окружающим обществом, не может найти себе места в нем, и потому обречен жить в скуке и хандре. И такова судьба Евгения Онегина. Он везде лишний, страдающий глубоко и искренне от своей ненужности. Онегин, действительно, первый «лишний человек» в русской литературе, но не первый в русском обществе.

Обновлено: 2018-03-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Евгений Онегин - лишний человек.

Роман в стихах великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина «Евгений Онегин» назван именем главного героя, образ которого в русской литературе принято считать «лишним человеком».

Из произведения мы узнаём, что наш герой - молодой петербургский аристократ, получивший неглубокое и типичное для того времени дворянское образование и был воспитан гувернером, который «…учил дитя всему шутя, / Не докучал моралью строгой…».

Как и вся «золотая молодежь» Евгений ведет роскошную и праздную жизнь, посещая балы, театры, рестораны, при этом молодой человек добивается совершенства в «науке страсти нежной», в которой «истинный был гений». Но такой пустой образ жизни скоро наскучил ему.

Главной отличительной чертой или даже странностью Онегина была его неудовлетворенность и желание найти свое место в жизни, так как светская среда по-своему душила его. Юноша со своим незаурядным умом критически относился к действительности, и в результате такого отношения у него сформировались высокие требования к жизни. Но в свое время Евгения никто не научил трудиться, поэтому все его попытки занять себя какой-либо полезной деятельностью были тщетны.

Несмотря на то, что молодой аристократ был недоволен и даже презирал светское общество, он подчинялся его законам, моде и не пытался что-либо изменить. Герой лишь подавлял свое раздражение от необходимости делать то, в чём не видел смысла, и другие конфликты, которые переполняли Онегина. Всё это - симптомы такого недуга, как «русская хандра» или «английский сплин».

Хоть Евгений Онегин и был человеком расчетливым, с большим потенциалом и стоял заметно выше типичных представителей «света», его зависимость от этого общества, оглядки на мнение окружающих лишали его душу мятежности, обрекая на поверхностное отношение ко всему. Именно поэтому молодой человек не смог остаться самим собой.

Но вся беда заключается в том, что Онегин – эгоист. Известный критик Виссарион Григорьевич Белинский назвал его « эгоистом поневоле» или же «страдающим эгоистом». В этом понятии он подчеркивает главным образом влияние окружения героя, в котором он воспитывается и растет. «Свет» заставил Онегина примерить на себя маску холодного и циничного человека, живущего лишь логикой, дабы подавить голос сердца. Однако маска дает небольшую трещину, когда Евгений пишет Татьяне Лариной письмо, в которое вкладывает всю душу, в тот момент истинный романтик берет верх над бесстрастным и охлажденным умом.

Если бы он самого начала прислушался к своему сердцу, всё бы закончилось гораздо лучше. У Онегина был бы шанс на более счастливую жизнь. Белинский же отметил «Зло скрывается не в человеке, но в обществе».

Таким образом, личность Онегина исключительно глубокая и интересная, но его превращение в «лишнего человека» было неизбежным, так как именно общество и сделало Евгения Онегина таковым.

© 2024 4septic.ru - Ливневая канализация, выгребная яма, трубы, сантехника