Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева.
«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
Назовите не менее трех характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.
Пояснение.
Могут быть названы следующие характерные черты «старого экономического механизма»:
Отсутствие частной собственности на средства производства;
Плановый характер хозяйства;
Командные (бюрократические) методы руководства экономикой;
Отсутствие материальной заинтересованности работников в результатах своего труда;
Бесхозяйственность, нерациональное потребление ресурсов;
Государственный контроль за ценообразованием;
Государственная монополия на внешнюю торговлю.
Могут быть названы другие характерные черты.
Назовите не менее трех экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма» и осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.
Пояснение.
Могут быть названы следующие экономические реформы, преобразованиия периода перестройки:
Введение системы госприёмки;
Расширение самостоятельности предприятий, внедрение хозрасчёта;
Развитие кооперативного движения;
Разрешение индивидуального предпринимательства;
Создание фермерских хозяйств (признание пяти основных форм хозяйствования на селе);
Создание коммерческих банков.
Могут быть названы другие реформы, преобразования.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) период - перестройка;
2) фамилия Генерального секретаря - М. С. Горбачёв.
Из воспоминаний политического деятеля
«___________, фактически сосредоточивший в своих руках правительственную власть, очутился в особенно трудном положении: он не мог не понимать, что только меры сурового принуждения, предложенные Корниловым, могли ещё, быть может, спасти армию, освободить окончательно власть от советской зависимости и установить внутренний порядок в стране. Несомненно, освобождение от советов, произведённое чужими руками или свершившееся в результате событий стихийных, снимавших ответственность с Временного правительства и ___________, представлялось ему государственно полезным и желательным. Но добровольное принятие предуказанных командованием мер вызвало бы полный разрыв с революционной демократией, которая дала [ему] имя, положение и власть и которая, невзирая на оказываемое ею противодействие, всё же, как это ни странно, служила ему хоть и шаткой, но единственной опорой. С другой стороны, восстановление власти военного командования угрожало не реакцией – об этом [он] часто говорил, хотя вряд ли серьёзно
в это верил – но, во всяком случае, перемещением центра влияния от социалистической к либеральной демократии, крушением социал-революционной партийной политики и утратой преобладающего, быть может, и всякого, влияния его на ход событий. …В свою очередь [он] ещё 13–14 августа в Москве, в дни Государственного совещания, ожидал активного выступления со стороны приверженцев Корнилова и принимал меры предосторожности. Несколько раз ____________ возбуждал вопрос об удалении Корнилова, но, не встречая сочувствия этому решению ни в военном министерстве, ни в среде самого правительства, с тревогой ждал развития событий. Ещё 7 августа помощник комиссара… предупредил Корнилова, что вопрос об его отставке решён в Петрограде окончательно. Корнилов ответил: "Лично меня вопрос о пребывании на посту мало занимает, но я прошу довести до сведения кого следует, что такая мера вряд ли будет полезна в интересах дела, так как может вызвать в армии волнения"…»
Укажите год, когда происходили события, описанные в тексте. Укажите политического деятеля, фамилия которого трижды пропущена в тексте. Назовите пост, который занимал в период описанных событий упомянутый в отрывке генерал Л.Г. Корнилов.
Укажите причину, по которой, по мнению автора воспоминаний, меры, предложенные генералом Л.Г. Корниловым, могли быть выгодны политическому деятелю, фамилия которого пропущена в тексте. Укажите причину, по которой, по мнению автора, эти меры не устраивали политического деятеля, фамилия которого пропущена в тексте. Чем, по мнению Л.Г. Корнилова, была опасна его отставка?
Баллы | |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) причина, по которой меры, предложенные Л.Г. Корниловым, могли быть выгодны : – эти меры были способом освободиться от «советской зависимости» «руками» Л.Г. Корнилова, что снимало ответственность за расправу с Советами с Временного правительства и А.Ф. Керенского; 2) причина, по которым меры, предложенные Л.Г. Корниловым, не устраивали А.Ф. Керенского : – реализация этих мер могла вызвать «полный разрыв Керенского с революционной демократией, которая дала Керенскому имя, положение и власть и которая служила ему единственной опорой»; – восстановление власти военного командования угрожало перемещением центра влияния от социалистической к либеральной демократии, крушением социал-революционной партийной политики и утратой преобладающего, быть может и всякого, влияния его на ход событий; 3) ответ на вопрос – отставка Л.Г. Корнилова могла вызвать в армии волнения | |
Правильно указаны три элемента ответа | |
Правильно указаны любые два элемента ответа | |
Правильно указан любой один элемент ответа. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать примеры : 1) Временное правительство было образовано лишь после совещания лидеров Петроградского Совета и представителей Временного комитета Государственной думы, произошедшего в ночь с 28 февраля на 1 марта 1917 г., и как результат этого соглашения; 2) 1 марта Петроградский Совет издал «Приказ № 1», который имел отрицательные последствия для сохранения дисциплины в армии, при этом Временное правительство не смогло приостановить его распространение и действие; 3) свою зависимость от Совета Временное правительство показало в своём первом документе – «Декларации Временного правительства о его составе и задачах» от 3 марта 1917 г., где был пункт о «неразоружении и невыводе из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении»; 4) в апреле 1917 г., после опубликования «ноты Милюкова», разразился политический кризис, который привёл к формированию нового состава Временного правительства, в создании которого активное участие принял Исполком Петроградского Совета; 5) Временное правительство попыталось опереться на руководство Советов, согласившись на их предложение о созыве Демократического совещания и создания Предпарламента в сентябре – октябре 1917 г. Могут быть указаны другие примеры | |
Правильно указаны три примера | |
Правильно указаны два примера | |
Правильно указан только один пример. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Пример 1
Комментарии
Пример 2
План
1. Причины и содержание «перестройки» (основные подходы).
Реформы политической и экономической сферы СССР в 1985–1991 гг.
Внешняя политика СССР в период «перестройки».
Доклады:
Гласность» и раскрепощение общественного сознания.
Возрождение российской многопартийности.
3. Отечественная наука, культура, образование в условиях «перестройки» и «постперестройки».
Национальная политика СССР в годы «перестройки» и ее результаты.
Задание 8.1.
1. Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии?
2. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.
Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции
«XIX Всесоюзная партийная конференция... констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису...
Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.
Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».
Задание 8.2.
1. Назовите хронологические рамки исторического периода, о ткотором идет речь в тексте.
2. Назовите не менее трех экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма» и осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.
Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева.
«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.
На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.
При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».
Задание 8.3
Изучите по учебной литературе ход «перестройки» и заполните следующую таблицу:
Во второй колонке обозначьте установки и лозунги, которые провозгласило и пыталось придерживаться в своей политике руководство страны. Имейте в виду, что некоторые из этих лозунгов стали названием для того или иного этапа перестройки. В третьей и четвёртой колонках необходимо отметить только наиболее важные политические и экономические мероприятия руководства СССР на каждом этапов «перестройки».
Основные даты
март 1985 г. – избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева.
июнь 1987 г. – закон «О государственном предприятии (объединении)».
май 1988 г. – принятие закона «О кооперации в СССР».
июнь 1988 г. – XIX Всесоюзная партийная конференция; начало реформы политической системы (перестройки).
1988–1989 гг. – ликвидация социалистических режимов в Восточной Европе («бархатные революции»).
май–июнь1989 г. – I Съезд народных депутатов СССР.
весна 1991 г. – роспуск СЭВ и ОВД.
июль 1991 г. – подписание договора между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1)
Основные понятия
Гласность – понятие, выработанное отечественной политической мыслью, близкое понятию свободы слова, но не адекватное ему. Доступность информации по всем важнейшим вопросам работы государственных органов.
Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) – создан в ночь с 18 на 19 августа 1991 г. представителями властных структур, несогласными с политикой реформ М.С. Горбачева и проектом нового Союзного договора. В состав ГКЧП вошли: О.Д. Бакланов, первый заместитель председателя Совета обороны СССР; В.А. Крючков, председатель КГБ СССР; В.С. Павлов, премьер-министр СССР; Б.К. Пуго, министр внутренних дел СССР; В.А. Стародубцев, председатель Крестьянского союза СССР; А.И. Тизяков, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР; Г.И. Янаев, вице-президент СССР, член Совета безопасности СССР. В крупные города были введены войска, прекратили вещание практически все программы телевидения, была приостановлена деятельность партий, движений и объединений, оппозиционных КПСС, запрещен выпуск оппозиционных газет. Далее члены ГКЧП проявили нерешительность. В этой ситуации наибольшую активность проявил президент РФ Б.Н.Ельцин. Он призвал всех граждан к неповиновению и всеобщей забастовке. Центром сопротивления ГКЧП стал Белый дом – здание российского правительства. В течение трех дней стало ясно, что выступление ГКЧП (путч) общество не поддержало. Члены ГКЧП отправились в Крым к М.С. Горбачеву, где были арестованы. Им было предъявлено обвинение по статье 64 Уголовного кодекса РСФСР (измена Родине) по делу «ГКЧП». Позже они были освобождены из-под стражи. Попытка переворота, предпринятая ГКЧП, ускорила процесс распада СССР.
Новое политическое мышление – новая философско-политическая концепция, выдвинутая М.С. Горбачёвым, основные положения которой предусматривали: отказ от вывода о расколе мира на 2 противоположные общественно-политические системы; признание мира целостным и неделимым; провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами; объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил 2-х систем, а баланса их интересов; отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими и др. Привело к окончанию «холодной войны».
Перестройка – политика руководства КПСС и СССР, проводившаяся с 1985 г. по август 1991 г. Инициаторы перестройки (М.С. Горбачев, А.Н. Яковлев и др.) хотели привести советскую экономику, политику, идеологию и культуру в соответствие с общечеловеческими идеалами и ценностями. Перестройка осуществлялась крайне непоследовательно и, вследствие противоречивых усилий, создала предпосылки для краха КПСС и распада СССР в 1991 г.
Ускорение – лозунг и политический курс генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва, провозглашённый в апреле 1985 г. и направленный на повышение эффективности народного хозяйства страны. Курс вылился в ряд крупномасштабных кампаний и серьезных ломок административных структур управления народным хозяйством в 1985–1986 гг., приведших к ухудшению экономического развития.
Холодная война – период в истории международных отношений со второй половины 40-х до 1991 г. Для “холодной войны” характерно противоборство двух сверхдержав – СССР и США, двух мировых социально-политических систем в экономической, идеологической и политической сферах с использованием психологических средств воздействия на противника. Противостояние на грани войны.
Литература
1. Барсенков, А.С. Введение в современную российскую историю 1985–1991 гг.: Курс лекций. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – С. 29–52.
2. Зачем Гайдар рассказывал про «голод» и «роковую» нефть (комментарии к книге Е.Т. Гайдара «Гибель империи» А.Б. Кобякова)
А-14:
Кто возглавил Совет Народных Комиссаров, созданный на II Всероссийском
съезде Советов рабочих и солдатских депутатов?
1) Л.Д. Троцкий
2) А.И. Рыков
3) В.И. Ленин
4) И.В. Сталин
Ответ: В.И. Ленин (1922–1924)
Что из перечисленного можно отнести к итогам индустриализации в СССР в
довоенный период?
1) создание комплекса предприятий тяжёлой промышленности
2) сокращение военных расходов
3) интенсивное развитие лёгкой промышленности
4) формирование многоукладной экономики
Ответ: создание предприятий тяжёлой промышленности, что позволило победить в ВОВ.
Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась
1) освобождением от фашистских захватчиков всей территории СССР
2) стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне
3) освобождением Белоруссии
4) окружением и уничтожением немецкой армии под командованием
Ф. Паулюса
Ответ:
окружением и разгромом немецкой армии под командованием генерала
Ф. Паулюса
Прочтите отрывок из воспоминаний советского композитора и укажите его
фамилию.
«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших
людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества
нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего
народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных
качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте…
Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему
родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию».
1) С.С. Прокофьев
2) А.В. Александров
3) А.И. Хачатурян
4) Д.Д. Шостакович
Ответ: Дмитрий Шостакович
Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни
СССР в 1970-х – середине 1980-х гг.?
1) начало процесса реабилитация жертв политических репрессий
2) смягчение критики культа личности И.В. Сталина руководителями
государства
3) сокращение численности партийного аппарата
4) отход от признания руководящей роли КПСС
Ответ: методом исключения - 2 (не смягчение, а сворачивание ставшего бесполезным на том этапе активного процесса десталинизации)
Что явилось последствием Второй мировой войны, проявившимся в первое
послевоенное десятилетие?
1) расширение политического влияния СССР в мире
2) заключение советско-американского Договора о сокращении ракет
средней и меньшей дальности
3) укрепление связей СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции
4) подписание Заключительного акта Хельсинкского совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе
Ответ: увеличение политического влияния СССР за счет расширения соц. лагеря в Восточной Европе.
Какие журналы были осуждены постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) в
1946 г. за предоставление литературной трибуны А.А. Ахматовой и
М.М. Зощенко?
1) «Новый мир» и «Юность»
2) «Дружба народов» и «Иностранная литература»
3) «Звезда» и «Ленинград»
4) «Москва» и «Октябрь»
Ответ: «Звезда» и «Ленинград» (см. постановление)
Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992–1993 гг.) были
отмечены
1) преодолением дефицита продовольственных и промышленных товаров
2) макроэкономической стабилизацией
3) развитием военно-промышленного комплекса
4) увеличением доходов большинства населения
Ответ: преодоление дефицита за счет дешевого импорта и нелегальной торговли.
B2:
Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической
политике (1921–1929 гг.)? Запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны.
1) утверждение частной собственности на землю
2) введение хозрасчета на государственных предприятиях
3) денационализация тяжёлой промышленности
4) появление кредитно-банковской системы и бирж
5) отмена государственной монополии внешней торговли
6) введение концессий
Ответ: хозрасчет на предпирятиях, банки и биржи, концессии
B 6 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) М.А. Егоров, М.В. Кантария
2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
3) Я.Ф. Павлов
4) битва на Курской дуге
5) битва за Днепр
6) июнь–август 1944 г.
7) июль 1942 г. – февраль 1943 г.
8) И.В. Панфилов
9) май 1942 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задания B12 и В13.
Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) скульптура была создана в период после Великой Отечественной войны
2) в настоящее время скульптура находится в г. Санкт-Петербурге
3) на скульптуре показаны орудия труда, изображавшиеся на гербе СССР
4) автором скульптуры является П.К. Клодт
5) скульптура символизировала единство рабочего класса и крестьянства
Ответ: показаны серп и молот, изображены рабочий и колхозница. Скульптор: Вера Мухина.
Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создана данная скульптура? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.
1) 3)
2) 4)
Ответ: 3) Здание МГУ на Ленинских (Воробьевых) горах. Оно было построено в 1949-1953 гг. и является примером сталинской монументальной архитектуры; является одной из семи «высоток» Москвы.
Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1–C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.
«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…
Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.
Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».
C1 Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.
C2 Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.
C3 Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии?
Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.
C4 Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).
C5 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических,
военных и культурных достижений стран Западной Европы».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
C6
Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО
и выполните задания.
1) Дмитрий Донской; 2) М.М. Сперанский; 3) У. Черчилль; 4) Н.С. Хрущёв
. Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
← |